Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
620142,г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д.129А, тел.(343)210-55-33, адрес эл. почты mdou61@eduekb.ru
ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета
МБДОУ детский сад № 61
Протокол № 1 от 31.08.2023
Положение о проведении педагогической диагностики (мониторинга)
индивидуального развития воспитанников.
1 Общие положения
1.1. Настоящее
Положение о проведении педагогической диагностике (мониторинге) индивидуального
развития воспитанников (далее - Положение) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждении детский сад № 61 (далее МБДОУ № 61) является локальным
актом и регламентирует порядок педагогической диагностики (мониторинга)
индивидуального развития воспитанников в МБДОУ № 61.
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами:
Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273;
Приказом Минобрнауки России от №1155 от 17.10.2013 (в ред. 17.02.2023 года) «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО),
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 25 ноября 2022 г.
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.»
(далее ФОП ДО)
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
Устава МБДОУ
1.3. Педагогическая диагностика(мониторинг) (по ФГОС ДО и ФОП ДО) оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста связана с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогическая диагностика(мониторинг) не является основой объективной оценки
соответствия какого-либо уровня развития детей. В соответствии со Стандартом специфика
Детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных результатов.
Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка в процесс дошкольного образования и к
его завершению.
1.4. Действие настоящего Положения распространяется на Участников образовательного
процесса: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных
отношений МБДОУ № 61 и родителей (законных представителей).
1.5. Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете МБДОУ и утверждается
приказом заведующего.
1.6. Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
1.7. Любые изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются на
Педагогическом совете и утверждаются приказом заведующего МБДОУ.
1.8. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает
использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО.
2 Цели и задачи оценки индивидуального развития воспитанников
2.1. Целью оценки индивидуального развития является выявление результативности
Образовательного процесса, определение эффективности педагогических действий,
лежащих в основе дальнейшего планирования.
2.2. Задачи педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития
воспитанников:
- собрать информацию об индивидуальном развитии воспитанников;
- провести анализ изменений в развитии воспитанников;
- определить корректирующие мероприятия образовательного процесса в ДОУ;
- определить индивидуальный маршрут воспитанников.
3 Организация проведения педагогической диагностики индивидуального развития
воспитанников.
3.1. Педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития воспитанников
проводится для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
- оптимизации работы с группой детей.
3.2. В условиях ДОО педагогическая диагностика(мониторинг) индивидуального развития
воспитанников осуществляется во всех группах дошкольного возраста по следующим
направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
3.3. В группах для дете1 1,5 до 3 х лет проводится анализ адаптации детей к детскому саду
и педагогическая диагностика по направлениям развития в соответствии с образовательной
программой ДОУ.
3.4. Основополагающим методом педагогической диагностики(мониторинга) является
педагогическое наблюдение в организованной деятельности в режимных моментах,
самостоятельной деятельности, свободной продуктивной, двигательной или спонтанной
игровой деятельности воспитанников. При необходимости педагог может применять и
иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической
диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических
ситуаций и др.)
3.5. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год в следующие сроки:
- выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические
особенности и тенденции развития (прогноз) проводится в начале учебного года после
адаптационного периода - 1 и 2 неделя октября;
- выявление степени решения педагогами поставленных задач в начале года и определение
перспективы дальнейшего развития детей проводится в конце учебного года – 1 и 2 неделя
мая.
3.6. Оценка индивидуального развития воспитанников осуществляется с участием
родителей (законных представителей). Собирается информация о развитии ребенка в семье
о его интересах и индивидуальных особенностях через разнообразные формы
(анкетирование, опрос и др.), родители (законные представители) могут принимать участие
в заполнении личных карт развития ребенка.
3.7. В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно
обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО.
3.8. В ходе педагогической диагностики (мониторинга) индивидуальное развитие
воспитанников оценивается по соответствующим показателям (критериям) во всех пяти
образовательных областях.
3.8.1. При оценивании уровня развития показателя у воспитанника предполагается:
- высокий уровень развития показателя означает, что показатель устойчив, не зависит от
особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения
ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности:
Средний уровень развития показателя означает, что он находится в стадии формирования,
что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей
ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка;
- Низкий уровень развития показателя означает, что показатель проявляется крайне редко
и его появление носит случайный характер
Педагог (воспитатель) в зависимости от устойчивости проявлений показателей у данного
ребенка отмечает знаком «V», выбирая оцениваемый критерий электронной форме
страницы диагностики.
3.8.2. Форму фиксации педагогической диагностики педагог выбирает самостоятельно.
4. Организация работы с результатами педагогической диагностики (мониторинга).
4.1. Работа с результатами педагогической диагностики.
4.1.1. Результаты педагогической диагностики обрабатываются и анализируются два раза в
год раза в год (ноябрь, май). По итогам педагогической диагностики оформляется
аналитическая справка, которая предоставляется заместителю заведующего.
4.1.2. Результаты педагогической диагностики формируются в программе «Соната – До»
редактируются воспитателем, туда заносятся данные о проблемах, выявленных в результате
диагностики. Личные диагностические карты, ребенка или в индивидуальном
образовательном маршруте воспитанника (далее ИОМ). Форма карты наблюдения за
развитием ребенка разрабатывается педагогическим коллективом, принимается на
педагогическом совете и утверждается заведующим МБДОУ № 61. (Приложение №3)
4.2. Ведение карт наблюдения за развитием ребенка осуществляется педагогами групп на
каждого воспитанника, начиная с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение
и до выхода его из дошкольного учреждения, на электронном и/или бумажном носителе
4.3. Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении
воспитанника стратегии его развития осуществляется педагогами во всех возрастных
группах регулярно в течение года и фиксируются воспитателем в экранах наблюдений.
4.4. Результаты педагогической диагностики регулярно обсуждаются, с родителями
законными представителями ребенка для углубления понимания процессов развития.
Согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе)
под подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом
и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.
4.5. В старших и подготовительных группах результаты обсуждаются с воспитанниками
группы, при этом педагог в праве выбрать самостоятельно технологию обсуждения
результатов.
5. Права и обязанности участников образовательных отношений.
5.1. Педагогические работники имеют право выбирать методы и формы сбора информации
в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
5.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с
содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только
своего ребенка в образовательной деятельности.
5.3. Педагогические работники обязаны:
- проводить педагогическую диагностику(мониторинг) индивидуального развития
воспитанников в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным
настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и
мае текущего учебного года). В сентябре – стартовая диагностика проводится после
прохождения адаптационного периода пребывания ребенка в группе. В мае заключительная
диагностика;
- вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ООП
ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года.
- регулярно в течение года вносить соответствующие данные в карты наблюдений за
развитием ребенка
- обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского
сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в МБДОУ;
- обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом,
содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОО, а также (в
индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;
- ежегодно предоставлять заместителю заведующего отчет о развитии воспитанников в
рамках освоения ООП ДО ДОО в соответствующей возрастной группе с целью общего
анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.
5.4. Заместитель заведующего:
- проводит анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную
информацию об особенностях освоения детьми ООП ДО на итоговый Педагогический
совет
-осуществляет контроль и методическую помощь педагогам в проведении педагогической
диагностики и оформлении соответствующей документации
6. Ответственность
6.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки
индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет заведующий ДОО.
6.2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность
воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и
результатах образования каждого ребенка.
7 Делопроизводство
7.1. Карты наблюдений за развитием ребенка хранятся в группах до окончания периода
пребывания воспитанника в ДОО.
7.2. Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие
индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом
кабинете у заместителя заведующего не менее 5 лет.
Приложение№2
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики
группы «___________________»
Дата проведения: _________________________
Списочный состав группы: _____ детей
из них мальчиков: ____________
из них девочек: ______________
Количество продиагностированных детей: _____ детей
Не продиагностированы ________________ Указать причину_________________________
Образовательные
области
Количество воспитанников с разными уровнями освоения
программы
Высокий уровень
Достаточный
Низкий уровень
уровень
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Социально –
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественно эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вывод:
Анализируя результаты по образовательным областям, можно сказать следующее:
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области .............
показатель сформирован в образовательных областях ...........................
Анализируя итоги диагностики детского развития, можно сделать вывод, что в основном
преобладает …………). У детей сформированы ,………………..
Выявлены проблемы. __________________________________________________________.
Объяснения таким низким результатам, следующие: _______________________________
Рекомендации:
Учесть в
планировании_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Учесть в ИОМ:
_____________________________________________________________________________
При создании
РППС:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В работе с родителями:
_____________________________________________________________________________
Педагогическую диагностику проводили: …........................................Ф.И.О. воспитателей
Приложение № 3
Личная диагностическая карта
Ф.И. ребенка:
Дата рождения: (день, мм гг.)
Возраст (полных лет)
Группа:
Показатель
Компонент
В сфере социальных
отношений
В области
формирования основ
гражданственности и
патриотизма:
В сфере трудового
воспитания
В области
формирования основ
безопасного
поведения
Социально-коммуникативное
развитие
Сенсорные эталоны
и познавательные
действия
Математические
представления
Окружающий мир
Природа.
Познавательное развитие
Формирование
словаря
Звуковая культура
речи
Грамматический
строй речи
Связная речь
Подготовка к
обучению грамоте
Интерес к
художественной
литературе
Речевое развитие
Формирование
основ здорового
образа жизни
Овладение
основными
движениями,
уровень развития
физических качеств
Стартовая
диагностика
(начало года)
Заключительная Выявленные
диагностика
проблемы
(конец года)
Интерес к
подвижным играм,
спортивным играм,
спортивным
упражнениям.
Физическое развитие
Изобразительная
деятельность
Конструктивная
деятельность
Музыкальная
деятельность
Приобщение к
искусству
Театрализованная
деятельность
Художественно-эстетическое
развитие
Задачи: (что сделать) (исключить - научить: Создать условия, выбрать формы
взаимодействия и.т.д)___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Формы работы/взаимодействия ребенком, создание условий__________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата ознакомления родителей с результатам диагностики: «
» ______2023 _________
Подпись