Дополнительная образовательная программа Вокруг света

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №61»

«
Принята на заседании педсовета
«31» августа 2023 г.
№ протокола 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО
ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ 5 – 7 ЛЕТ
«ВОКРУГ СВЕТА».
Познавательная направленность
Срок реализации 2 года

Автор программы:
Педагог дополнительного образования
Бодина Е.С.

Екатеринбург, 2023

1. Пояснительная записка
Направленность. Социально-педагогическая.
Актуальность. Занятия иностранным языком в дошкольном возрасте
развивают ребенка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность,
развивается наблюдательность. Также занятия хорошо готовят к его первому году в
общеобразовательной школе.
Актуальность введения английского языка в дошкольном возрасте обусловлено
особенностями детской психики, легкого восприятия и усвоения языкового
материала, конечно при условии отсутствия логопедических противопоказаний.
Рекомендует начинать изучать иностранный язык в раннем возрасте, т.к. у ребенка в
этом возрасте формируется параллельное с родным языком накопление
лексического и грамматического материала иностранного языка.
Ребенок в раннем возрасте, овладевая иностранным языком, не ощущает
огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном, чувство успеха
у него будет более ярким, чем у детей школьного возраста. Следует так же
использовать преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. А
легче всего это происходит в игре.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Вокруг Света»
разработана в соответствии с современной нормативной базой в области
дошкольного образования в РФ, ФГОС, на основе «Программы обучения
дошкольников английскому языку» под редакцией М.В. Штайнепрайс, программы
развития и обучения дошкольника «Учим английский, играя» под редакцией
Буровой И.И., Бурова А.В., «Комплексная программа обучения английскому языку
детей 5 – 7 лет.» под редакцией Филиной М.Л. Используется говорящая ручка
«Знаток». Говорящая ручка «Знаток» — эффективное средство для обучения,
которое подойдёт и детям и взрослым. Говорящая ручка поможет в обучении
чтению, счёту, в изучении иностранных языков. Ручка воспроизводит различные
звуки: музыку, голоса животных, человеческую речь. Всю информацию,
необходимую для озвучивания книги, можно скачать с интернет-портала. Ручка
имеет 4 Гб встроенной памяти, вся информация скачивается в специальную папку.
Ручка используется в качестве MP3-плеера. Диктофон позволяет записывать
собственный голос, а затем прослушать его, что очень удобно при изучении
иностранных языков. Ручка предназначена для работы с книгами, плакатами и
другими изделиями, имеющими логотип «Говорящая ручка „Знаток“».
Адресат программы. Дошкольники старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности,
когда
закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
формируются
ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и
пониманию других людей. Данный возраст уникален для овладения иностранным
языком. Здесь можно говорить о таких психических особенностях ребёнка, как
пластичность природного механизма усвоения речи, быстрое запоминание языковой
информации, интенсивное формирование познавательных процессов, способность
анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, дифференциация
этих языков и средств выражения, а также особая способность к имитации и

отсутствие языкового барьера. Ребята данного возраста обладают хорошим речевым
слухом и цепкой языковой памятью. У них также хорошо развито эмоциональнообразное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и
ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста
зачастую важнее лексического значения и грамматической стройности. Слова
привлекают их своим звучанием.
Вследствие этого при обучении иностранному языку детей-дошкольников
нужно учитывать не только их способность бессознательно впитывать язык, но и то,
что в старшем дошкольном возрасте дети готовы анализировать и делать простые
выводы, т.е. обучаться осознанно. В курсе обучения английскому языку «Вокруг
света» малышам предоставлен такой языковой и речевой материал, который даст им
возможность сравнивать языковые явления родного и иностранного языков и делать
собственные выводы, что сделает весь процесс обучения более эффективным.
Общение дошкольников может осуществляться в игре (игровое общение) и по
поводу игры или другой совместной деятельности. В первом случае у ребёнка
проявляются игровые взаимоотношения, складывающиеся у него в соответствии с
сюжетом игры. Во втором случае у детей возникают взаимоотношения партнёров,
выполняющих общее дело. Общение, обеспечивающее данный тип взаимоотношений, реализуется в момент развития сюжета игры, обсуждения совместной
работы. Всё это предполагает наличие у общающихся умений адресовать свои
высказывания сверстнику, привлечь его внимание, использовать доброжелательные
формы общения. Реализация данных умений обеспечивается соответствующими
средствами как на родном, так и на иностранном языке.
Режим занятий. Занятия проходят два раза в неделю продолжительностью 25
минут в группе для детей 5 – 6 лет, 30 минут в группе для детей 6 – 7 лет.
Объем общеразвивающей программы – на весь период обучения запланировано
144 часа, продолжительность одного года обучения – 72 часа.
Срок освоения программы: 70 недель, 18 месяцев, 2 года.
Уровневость. «Стартовый уровень»
Формы обучения: организованные занятия в форме игры - коммуникативные
ситуации, звуковая гимнастика - физкультминутка на английском языке аудирование, беседы, пение песенок, заучивание стихотворений, использование
прописей с детьми подготовительной группы для изучения английского алфавита,
знакомство с литературой, с культурой, историей, географией Англии.
Виды занятий. Беседа, практическое занятие, открытое занятие,
индивидуальная, индивидуально - подгрупповая.
Формы подведения результатов. Открытые занятия для родителей,
диагностические карты воспитанников, рабочие тетради соответствующего года
обучения, выставки творческих работ по темам учебного плана.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель реализации Программы дополнительного образования: воспитание и
развитие детей старшего дошкольного возраста средствами английского языка в
процессе практического овладения им как инструментом общения,
формирование умений и навыков общения на основе различных видов детской
предметно-практической деятельности.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить ряд конкретных
задач, которые подразделяются на практические, развивающие, воспитательные и
общеобразовательные.

Образовательные задачи:
• формировать у дошкольников навыки и умения самостоятельного решения
простейших коммуникативно-речевых задач на английском языке;
• научить детей понимать на слух несложную, вполне доступную по
содержанию англоязычную речь;
• формировать навыки и умения приблизительно правильного с фонетической
точки зрения оформления своей речи на английском языке;
• научить детей самостоятельно употреблять и понимать наиболее частотные
несложные лексические единицы и грамматические структуры, необходимые для
овладения коммуникативной тематикой.
Развивающие задачи:
• развивать психические функции ребёнка (восприятие, внимание, языковая
память, воображение, основы языкового мышления и др.) через процесс овладения
иностранным языком;
• развивать специальные способности, необходимые для обучения иноязычному
общению: фонематический слух, имитационные способности, способность к догадке
и различению;
•способствовать
становлению
самостоятельности
дошкольников
и
саморегуляции их собственных действий;
• развивать творческую активность учащихся и их речевую культуру.
• развивать интерес и любознательное отношение к тому, что связано со страной
изучаемого языка;
• расширять представления ребёнка об окружающем мире посредством
дополнительной лингвострановедческой информации;
• формировать представления о поликультурном мире и чувство осознания
самих себя в нём;
• расширять кругозор дошкольников, формировать их когнитивную инициативу,
пополнять их знания о сверстниках в стране изучаемого языка.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к изучению
английского языка;
• формировать экологическую культуру и стремление к здоровому образу
жизни;
• воспитывать средствами английского языка чувство патриотизма,
толерантности и эмпатии;
• формировать уважительное отношение к людям, чувство товарищества и
дружбы;
• развивать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
• формировать готовность к обучению в школе.
• воспитание интеркультурного видения ребенка через введение детей в мир
культуры страны изучаемого языка, соотнесения ее с родной культурой, расширять
кругозор;
• воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности (адекватная
самооценка и ранняя социализация дошкольника).
• формирование интереса и
мотивации
к
дальнейшему
изучению
иностранного языка, желанию общаться на нем.
Направления работы по Программе:

- формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (пока речевой
аппарат пластичен и еще действуют механизмы овладения родной речью, эти
навыки легко приобретаются и прочно усваиваются, поэтому важно не упустить
время);
- развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);
- развитие
навыков
«говорения»
(т.е.
формирование у ребенка
представления об иностранном языке как средстве общения); - формирование и
пополнение лексического запаса.
3. Содержание общеразвивающей программы.
3.1. Учебный план.
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
1 год
обучения

2 год обучения всего

теория

практика

теория

практика

7

5

13

✓ Диагностичес
30

1.

Маленький лорд, (Развитие
интереса к английскому языку)

5

2.

Формирование словаря

5

15

10

20

50

3.

Лексические
(аудирование)

2

3

5

10

20

4.

Диалог

5

7

5

13

30

5.

Традиционные праздники
англоязычных стран

2

3

3

6

14

19

30

35

60

144

Итого

темы

Формы
аттестации/
контроля
кие карты
✓ Рабочие
тетради
✓ Рабочие
тетради
✓ Участие в
игровых
коммуникациях
✓ Рабочие
теради
✓ Диагностиче
ские карты
✓ Открытое
занятие
✓ Диагностиче
ские карты
✓ Участие в
игровых
диалогах
✓ Участие в
праздниках

3.2. Содержание учебного плана.
1) Маленький лорд, (Развитие интереса к английскому языку)
Теория.
Материала по культуре страны или народа, позволяющего организовать
обучение, как на русском, так и на английском языке.
- На первом этапе обучения основной задачей является динамичное развитие
устной речи (говорения и понимания на слух). Это развивается и закрепляется в
процессе общения педагога с детьми на иностранном языке. Важно просьбы на
выполнение задания давать на английском языке. Естественно, в начале их не много,
но с каждым занятием их становиться все больше и больше. Коммуникативных
ситуаций, возникающих как на занятиях, так и вне занятий.

- Лексического

и

грамматического

материала,

соответствующего

этим

ситуациям.
- Различных игр и игровых упражнений по второму языку; используются
известные сборники игр, так и составленные специально; в них внимание обращено
либо на языковые явления, либо на традиционные формулы, либо на культурнозначимые явления.
- Небольших по объему стихотворений, песен и рассказов (они должны быть
легкими для усвоения, простыми по лексическому наполнению, представительными
по набору содержания в них лингвистических конструкций).
- Параллельных текстов на русском и иностранном языке, сопровождающихся
методикой работой с ними; такие тексты можно слушать, инсценировать,
пересказывать.
- Материала по культуре страны или народа, позволяющего организовать
обучение, как на русском, так и на английском языке.
На первом этапе обучения основной задачей является динамичное развитие
устной речи (говорения и понимания на слух). Это развивается и закрепляется в
процессе общения педагога с детьми на иностранном языке. Важно просьбы на
выполнение задания давать на английском языке. Естественно, в начале их не много,
но с каждым занятием их становиться все больше и больше.
Работа по обучению фонетики проводится, как правило, в начале занятия:
фонетическая зарядка - «зарядка для язычка» - в каждой возрастной группе при
помощи технических средств обучения (аудиоаппаратуры), повторения английских
слов и фраз за носителем языка или диктором, за преподавателем, что является
поэтапным формированием слухового внимания, фонетического слуха, правильного
произношения.
Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое
внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы смена видов деятельности
происходила каждые 3-5 минут в зависимости от возрастной группы. Это - смена
упражнений, игр, просто перемещение по группе, кабинету.
Многократные повторения утомляют детей, но они необходимы при изучении
иностранного языка, поэтому для удержания внимания при разучивании (например,
рифмовки) используется прием повторения сначала громко, затем шепотом, затем
опять громко, затем как мышка, как лисичка и т.д
На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется
личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и
возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив речевой деятельности детей на
английском языке, используются факторы, вызывающие положительные эмоции и
желание ребенка включиться в общение на нем:
- Яркая предметная и изобразительная наглядность;
- Игровые ситуации;
- Новизна впечатлений;
- Эффекты неожиданностей;
- Ситуации успешности, сомнения, юмористические;
- Поощрения в разных видах;

Элементы соревнования;
Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями;
Любопытство, познавательный интерес;
Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа;
Музыкально - ритмические движения, сопровождаемые словом;
Изобразительная деятельность;
Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Практика. Разнообразные песни, короткие рассказы и истории из жизни. С их
помощью ребёнок не только изучает иностранный язык, но и познаёт окружающий
мир. Различные игры и игровые упражнения по второму языку; используются
известные сборники игр, так и составленные специально; в них внимание обращено
либо на языковые явления, либо на традиционные формулы, либо на культурнозначимые явления. Небольшие по объему стихотворения, песни и рассказы (они
должны быть легкими для усвоения, простыми по лексическому наполнению,
представительными по набору содержания в них лингвистических конструкций).
2) Формирование словаря
Теория. Детям в первую очередь предлагается овладеть теми понятиями, с
которыми они уже давно знакомы на родном языке и которые присутствовали в их
личном опыте. Это сделано для того, чтобы дети чувствовали себя уверенно и
понимали, о чём идёт речь. Особое внимание следует обратить на фонетическую
сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в
английском языке. В целях обогащения словаря и развития умений связной речи
материалы программы «Вокруг света» предлагают обучать детей как словам, так и
речевым образцам на иностранном языке, на основе которых они смогут строить
осмысленные высказывания. В комплексе предложены также образцы элементарных
мини-текстов, которые позволяют учащимся конструировать высказывания по
известным им моделям в соответствии с возникающими у них коммуникативными
потребностями
Дети усваивают за год обучения до 150—200 слов (дети подготовительной к
школе группы) активно и пассивно, включая местоимения, предлоги, частицы и
другие служебные слова.
Практика. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и
совершенствование
произносительных
навыков,
создание
благоприятного
эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и
напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети
упражняются в произношении. Словарные темы: о своем теле, его частях, о частях
дома и окружающих предметах, семья, цвета, состояние погоды, названия животных,
цвета, счет, дни недели, времена года, предметы одежды, название овощей и фруктов.
3) Лексические темы (аудирование)
Теория. Очевидно, что в дошкольном возрасте развитие мышления обусловлено необходимостью более точного выражения сформированных понятий. Это
способствует овладению ребёнком точными значениями слов, морфологией,
синтаксисом, совершенствованием фонетики своей речи. На дошкольном этапе
обучения речь зачастую начинает выступать в качестве одного из основных
источников развития лингвистического мышления, что, в свою очередь, формирует
предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребёнка.

-

Малыши овладевают несколькими основными грамматическими конструкциями. Дети активно усваивают в рамках изучаемой коммуникативной тематики
повествовательные,
вопросительные,
отрицательные
и
восклицательные
предложения, по типу которых они самостоятельно строят предложения, пользуясь
имеющимся у них запасом лексики.
Практика. поприветствовать и ответить на приветствие, попрощаться,
выразить просьбу, пожелание; выразить отказ или согласие от выполнения действия;
побудить к выполнению действия; В подготовительной к школе группе (6-7
лет) добавляются следующие темы: «Транспорт», «Спорт», «Школа». Виды НОД,
организованной деятельности следует начинать с фонетической разминки. Считалки,
четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование
произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя.
Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и
развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.
4) Диалог
Теория. На первом этапе обучения основной задачей является динамичное
развитие устной речи (говорения и понимания на слух). Это развивается и
закрепляется в процессе общения педагога с детьми на иностранном языке.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием
общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры
общения и этикета, воспитанием толерантности. Коммуникативная деятельность
включается во все виды детской активности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Практика. Важно просьбы на выполнение задания давать на английском
языке. Естественно, в начале их не много, но с каждым занятием их становиться все
больше и больше. Диалог в процессе драматизации сказки. Диалоги этикетного
характера в сценках и сюжетных играх.
5) Традиционные праздники англоязычных стран
Теория. Название страны, язык которой изучают; имена некоторых
литературных героев детских произведений; сюжеты некоторых популярных
авторских и народных сказок; небольшие простые литературные произведения.
Практика. Знакомить детей с традиционными праздниками страны
изучаемого языка: Хеллоуин, Новый год, Рождество, День Святого Валентина,
день Матери, Пасха. Музыкально – литературные праздники, творческие выставки по
темам праздников.
Принципы и подходы к реализации программы
Образовательный процесс, реализуемый в рамках курса строится с опорой на
интегративный, индивидуально-дифференцированный и коммуникативный подходы.
3.3. Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты.
a. В процессе овладения дошкольниками английским языком как новым
средством общения у них развиваются интеллектуальные, речевые, эмоциональные
способности и такие личностные качества, как общечеловеческие ценностные
ориентации, интересы, воля. Кроме того, раннее обучение иностранному языку
позволяет получить непосредственный доступ к ценностям мировой культуры (в
первую очередь — стран изучаемого языка), что плодотворно сказывается на
развитии ребёнка как личности.

b. Дети усваивают за год обучения от 50—70 слов (дети средней группы)
до 150—200 слов (дети подготовительной к школе группы) активно и пассивно,
включая местоимения, предлоги, частицы и другие служебные слова. Помимо
расширения
вокабуляра,
малыши
овладевают
несколькими
основными
грамматическими конструкциями. Дети активно усваивают в рамках изучаемой
коммуникативной тематики повествовательные, вопросительные, отрицательные и
восклицательные предложения, по типу которых они самостоятельно строят
предложения, пользуясь имеющимся у них запасом лексики.
c. У дошкольников сформированы навыки и умения приблизительно
правильного с фонетической точки зрения оформления своей речи на английском
языке. У них развит фонетический слух, они чувствуют интонацию, с лёгкостью
могут её воспроизвести. Достаточно хорошо развиты артикуляционные навыки
(практически нет проблем со звуками английского языка), дети чётко дифференцируют звуки, т.е. не заменяют их схожими из родного языка.
d. Дети умеют понимать на слух несложную, вполне доступную по
содержанию англоязычную речь. В ходе усвоения материала курса дети овладевают
умениями вести несложную беседу на английском языке с преподавателем или
детьми. По окончании курса они могут составить небольшой рассказ (3—5
предложений) про себя, про свою семью, друзей, окружающий мир и т.п. В ситуации
непосредственного общения с педагогом, сверстниками они проявляют инициативу,
могут вступить в диалог и поддержать его. Ребята имеют представления о культуре,
традициях страны изучаемого языка (могут спеть традиционные английские песни,
назвать сказки, использовать считалочки и т. д.). Дети достаточно часто используют
английские слова в самостоятельных играх.
Ребенок овладевает знаниями (5-6 лет):
• Об англоговорящих странах, традициях и праздниках.
• О своем теле, его частях
• О частях дома и окружающих предметах
• Семья
• Цвета
• Состояние погоды
• Знать наизусть рифмовки, считалки, песни, стихи
Группа (6-7 лет)
• О своем теле, его частях
• названия животных.
• Цвета
• Счет
• Дни недели
• времена года
• предметы одежды
• название овощей и фруктов
• Знать наизусть стихи, песни.
Ребенок овладевает умениями:
• Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в
предъявлении преподавателя, в том числе указания, связанные с заданием,
распоряжения – команды, связанные с проведением зарядки.
• Понимать реплики других детей.
• Уметь здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.
• Поддержать диалог этикетного характера.
• Представлять себя, своих членов семьи.
• Рассказывать о своих игрушках (животных).

• Уметь

считать от 1 до 10.
• Знать основные цвета.
• Знать названия фруктов и овощей.
• Знать времена года.
• Уметь отвечать на вопросы.
К концу второго года дети смогут:
• Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в
предъявлении преподавателя, в том числе указания, связанные с заданием,
распоряжения – команды, связанные с проведением зарядки.
•
Понимать реплики других детей
•
Уметь здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.
•
Представлять себя, своих членов семьи
•
Рассказывать о своих игрушках (животных)
•
Уметь считать от 1 до 10
•
Знать основные цвета
•
Знать названия фруктов и овощей
•
Знать времена года
•
Уметь благодарить.
•
Понимать инструкцию воспитателя по выполнению творческих заданий;
•
Воспринимать короткие неспециализованные высказывания на слух.
Воспитанники приобретают следующие социокультурные знания:
названия
страны,
язык
которой
изучают;
- знание имен некоторых литературных героев детских произведений;
- знание сюжета некоторых популярных авторских и народных сказок;
- умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения.
Метапредметные результаты
a. Социальные отношения
Дети имеют представление о нравственных качествах людей, их проявлении в
поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность,
уважение, честность, чувство собственного достоинства); умеют оценивать добрые
поступки; имеют представление о дружбе, о поведении настоящих друзей. У детей
развивается способность и готовность помогать тому, кому трудно. Дети учатся
регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать
очерёдность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, проявлять настойчивость.
b. Культура поведения
c. Детьми усвоены базовые правила культуры общения со взрослыми и
детьми (сверстниками и малышами), нормы этикета (культура поведения за столом,
поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.), уяснены правила поведения
в общественных местах, правила уличного движения.
d. Познавательные способности
У детей сформированы элементарные умения использовать разные способы
познания: обследование объектов, установление связей между способом
обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям,
измерение, упорядочивание, классификация. Они способны отражать результаты
познания в речи, на элементарном уровне рассуждать, пояснять, приводить примеры
и аналогии. У детей сформированы средствами английского языка общее
представление о родном городе и стране, заложены гражданско-патриотические
чувства. Детям нравится узнавать о других странах и народах мира, используя при
этом английский язык; у них сформировано понимание того, что люди из разных
стран стремятся беречь Землю и дружить.
e. Общеречевые способности

У детей сформированы элементарные умения коллективного речевого
взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Они умеют
использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками логичную
объяснительную
речь, владеют основными формулами эмоционального
взаимодействия с людьми в ситуациях приветствия и прощания. Дети стремятся
подбирать точные слова для выражения мысли. Они имеют представление о различии
литературных жанров: сказки, рассказа, загадки, пословицы, стихотворения,
считалочки и т.д. Дети знакомы с книжной культурой, обладают базовыми
представлениями о классической и современной детской литературе.
f) Готовность к обучению в школе
Дети обладают представленими о школе, школьниках, учителе; понимают
важность соблюдения школьного режима; стремятся к познанию. У детей
сформирован интерес к дальнейшему овладению английским языком в условиях
школьного образования.
g) Большинство дошкольников уже могут применить свои знания в реальной
языковой среде — во время путешествий за границу, в общении с родителями. В
связи с этим дети чётко осознают необходимость изучения английского языка как
средства общения во всём мире. Устойчивость и осознанность мотивации изучения
иностранного языка влияет на формирование готовности дальнейшего овладения
английским языком.
Личностные результаты.
a) Обучение по программе «Вокруг света» способствует культурному
развитию детей, социализации, развитию памяти, познавательных и творческих
способностей, закладывает благоприятную основу для дальнейшего изучения английского языка на ступени школьного образования.
Тематическое планирование
по формированию элементарных
знаний по английскому языку у детей дошкольного возраста
Тематическое планирование является важнейшей частью образовательного
процесса. Тематическое планирование предназначено для выявления наиболее
эффективных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной
функций педагогического процесса в системе занятий по английскому языку
дошкольников. Оно позволяет выстроить уроки в определённую систему, увидеть
перспективу в работе, помогает заранее продумать дифференцированные задания для
дошкольников, разработать дополнительные материалы, позволяющие реализовать
индивидуально-дифференцированный подход к процессу обучения.
Тематические планы по курсу составлены на основе требований,
предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом, и
предполагают тематический и результативно-ориентированный подход к содержанию
и структурированию данных планов.
Тематический план по каждому отдельному уровню обучения (средняя,
старшая и подготовительная к школе группы) составлен на весь учебный год и
представляет собой планируемый образ обучения по всем разделам курса
английского языка. Основной целью тематического плана является определение
оптимального содержания занятий и расчёт необходимого для них времени.
Тематический план содержит следующие разделы:
1) наименование раздела развивающего пособия;
2) число часов, отводимых на их изучение;
3) образовательные цели каждого занятия;
4) активная лексика, используемая на занятии;
3.4.

5) лексический материал для повторения;
6) лексические единицы и фразы, усваиваемые рецептивно;
7) фразы, используемые для ведения занятия;
8) средства обучения.
Тематический план является по своей сути рабочим инструментом
преподавателя английского языка. Данный план может быть подвергнут
незначительной корректировке в течение учебного года (по объективным и
субъективным причинам), но он должен быть выполнен по окончании учебного
года.
неделя
месяца

Темы
старшая и подготовительная группы
Сентябрь

1-2

Знакомство. Фразы приветствия и прощания

3

Времена года. Осень. Овощи и фрукты

4

Глаголы, обозначающие движение
Октябрь

1

Погода

2

Цвет

3-4

Что мне нравится. Глагол «to like»
Ноябрь

1-2

Дикие и домашние животные

3

Команды и просьбы

4

Числительные
Декабрь

1
2
месяцев
3-4

Числительные.
Счет

Множественное число
существительных
Времена года. Зима. Название

Праздники. Новый год и Рождество
Январь

1

Каникулярная

2

Мой дом. Мебель, посуда

3

Продукты питания

4

Части тела. Лицо
Февраль

1

В зоопарке

Экзотические животные

2

Мои любимые игрушки

3

Спорт. Виды спорта. Глаголы движения

Моя семья. Папа, дедушка

4

Март
Моя семья. Мама, бабушка
Время суток

1
2

Город. Транспорт

3-4

Апрель
Насекомые

1
Цвет

2

Скоро в школу. Школьные
принадлежности

3

Одежда

4

Времена года. Весна, лето. Названия месяцев
Май

2

Страноведческий материал на тему «Англия». Общие
сведения
Моя семья
Профессии. Увлечения

3

Мой день рождения

4

Педагогический мониторинг усвоенных знаний

1

4. Комплекс организационно - педагогических условий.
4.1. Условия реализации программы.
- материально-техническое обеспечение.
✓ оборудованный кабинет для занятий (модульные столы, хорошо освещенное,
проветриваемое помещение);
✓ оборудование для работы с аудио- и видеоматериалами: визуальные
(компьютер, ноутбук,.), аудио (магнитофон, компьютер, музыкальный центр
говорящая ручка «Знаток и т.д.) и аудиовизуальные (мультимедийный проектор).
✓ наглядные пособия и материалы в расчете на количество обучающихся;
✓ фонотека;
- информационное обеспечение.
✓ Аудиофайлы, которые предназначены для аудирования на занятиях. На них
содержится весь аудиоматериал пособия: песни, фонограммы некоторых
песен, истории, чанты (считалочки), фразы для ведения занятий.
(www.macmillan.ru/cheeky-monkey).
✓ Группы родителей в социальных сетях;
✓ Официальный сайт МБДОУ
- кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования Бодина Е.С.
Портрет современного преподавателя английского языка предполагает такие
черты
характера,
как
оптимизм,
приветливость,
доброжелательность,
внимательность, разумную требовательность и строгость, справедливость, терпение,
самообладание. Современный педагог должен быть инициативен, целеустремлён,
уверен в себе, требователен к своей работе, способен к саморазвитию и новаторству.

- методические материалы
Развивающее пособие

Развивающее пособие состоит из разделов, каждый из которых
подразделяется на занятия. Первые занятия каждого раздела содержат сюжетную
историю в картинках и различные задания, включая задания с использованием
наклеек. Далее приводятся задания, выполнение которых предполагает
раскрашивание, обведение по контуру, рисование, соединение линиями картинок, а
также задания, стимулирующие познавательную активность дошкольников. Страницы пособия перфорированы, что позволяет аккуратно извлечь из книги страницу с
заданием и дать её ребёнку. На обороте каждой страницы с заданием приводятся
краткие методические указания на русском языке на тот случай, если у педагога нет
возможности обратиться за подробными комментариями к методическому пособию.
В конце развивающего пособия в качестве дополнительного дан материал, который
можно использовать при подготовке праздников Хеллоуин и Рождество.
Выдавливающиеся картинки (Press outs)
На пятом или шестом) занятии каждого раздела дети работают с press outs
(двусторонними картинками, легко выдавливающимися из плотного листа бумаги,
которые прилагаются к пособию). Среди них есть картинки, которые дети могут
надеть на пальчик, картинки, которые можно держать за «ножку», картинки-маски и
др. Дети используют эти картинки-игрушки во время прослушивания сюжетной
истории, что помогает им в восприятии звучащего текста. К пособию прилагаются
press outs и для занятий, посвященных Хеллоуину и Рождеству. Использование
двусторонних картинок эффективно также и в играх для закрепления ключевой
лексики, и при исполнении песен.

Стикеры
К пособию прилагаются два листа со спикерами (наклейками). Они
используются при выполнении заданий к сюжетной истории, работа с ними
направлена на закрепление изучаемой лексики. На каждом завершающем занятии
детям предлагается наклеить «премиальный» стикер, что является своеобразным
поощрением за выполнение всех заданий раздела.
Демонстрационные карточки
В набор включены цветные демонстрационные карточки, пронумерованные и,
для удобства обращения с ними, снабжённые цветовой маркировкой соответственно
цвету того раздела, к которому они относятся. Демонстрационные карточки могут
использоваться для введения новой лексики, её закрепления, а также в играх и
заданиях, описанных в методическом пособии.
Дидактические карточки
Дидактические карточки представляют собой сюжетные картинки,
иллюстрирующие истории, с которыми дети знакомятся в ходе занятий, и служат
визуальной опорой для преодоления трудностей при аудировании. Каждый эпизод
истории представлен на отдельной карточке. Для удобства на обороте каждой
карточки приводится текст эпизода. Карточки могут быть использованы в качестве
визуальной опоры и при выполнении других заданий.
Методическое пособие
В методическом пособии содержатся подробные комментарии на русском
языке, в частности, указаны цели разделов и занятий, перед описанием каждого
занятия перечислены активная и пассивная лексика, лексика для повторения, а также
средства обучения. Каждый этап занятия описан очень подробно: какие фразы
использовать для его ведения, какие игры, песни и задания включать на конкретном
этапе, как проводить игры и выполнять задания, учить песни. В методическое
пособие включены тексты всех песен, чантов и историй, а также по три

дополнительных задания к каждому занятию, использование которых отнесено на
усмотрение самого педагога.
Игровой коврик
Игровой коврик является одним из компонентов сразу для двух уровней курса
—«Вокруг света». Его предлагается использовать на этапах Story time и Circle time.
Тактильные ощущения, испытываемые детьми при игре на этом коврике, помогают
им сконцентрировать внимание. Дети могут потрогать изображённый на коврике
город, в котором живёт обезьянка Чики, и, участвуя в играх на коврике, детально
городок исследовать.
Игрушка обезьянка Чики
Обезьянка Чики — перчаточная кукла, которая может начинать занятие,
приветствуя детей, помогать им во время занятий, представлять новые слова и вести
игры, направленные на закрепление изученного материала.
- Говорящая ручка «Знаток»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Раннее изучение иностранного языка в условиях взаимодействия детского сада
и семьи обеспечивает более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на
процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности
его мышления.
Образовательная деятельность по обучению английскому языку осуществляется
с опорой на помощь и сотрудничество с родителями детей.
Большое место в работе с родителями занимают наглядные формы
педагогической и методической пропаганды, которые позволяют доносить
информационный материал (стенды, родительские уголки,
памятки, буклеты,
объявления, тематические выставки и др.).
Также формами работы с семьей являются оказание помощи через совет,
консультации, семинары; поручения, просьбы при работе с детьми и т.д.
Перспективный план взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
В дошкольных организациях к образовательно-воспитательному процессу
привлекаются родители, которые участвуют в жизни детского сада, интегрированных
занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, концертных
представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества,
объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические
родительские собрания и «круглые столы», семинары, электронные консультации и
т.п.
Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы
заинтересовать родителей возможностями совместного образования и воспитания
ребёнка, показать родителям их особую роль в процессе развития ребёнка
средствами английского языка. Для этого преподаватель знакомит родителей с
особенностями курса обучения английскому языку, своеобразием режима
проведения занятий и ожидаемыми результатами образовательной деятельности.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только
информирует родителей о результатах образовательной деятельности, но и
предоставляет им возможность задать вопросы, поделиться проблемой, обратиться с
просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с

семьёй, а также помогает родителям почувствовать уверенность в своих
педагогических возможностях.
В курсе программы в целях привлечения родителей к образовательному
процессу по овладению детьми английским языком предусмотрены информационные
сообщения родителям. В данных сообщениях родители получают информацию о том,
что дети изучили в рамках занятия. Там же представлены тексты песен для того,
чтобы родители могли их петь вместе со своим ребёнком дома.
В сообщениях содержится также информация общепедагогического
характера. В частности, авторы напоминают родителям о том, что, занимаясь
английским языком, ребёнок не должен выходить из зоны психологического
комфорта — прогресс должен быть неспешным, постепенным. Только после того, как
ребёнок приобретёт уверенность в восприятии изучаемых слов и фраз на слух и
начнёт адекватно на них реагировать, он сможет эти слова произнести изолированно
и далее включить во фразы.
В рамках реализации курса программы, помимо рассылки информационных
сообщений,
предусмотрено
регулярное
информирование
родителей
об
индивидуальных успехах их ребёнка.
Подводя итоги, отметим, что создание между преподавателем и родителями
деловых доброжелательных отношений с установкой на будущее сотрудничество
является важным звеном реализации программы. Преподаватель английского языка
ответственен не только за образовательный процесс, реализуемый в детской
дошкольной организации, но и принимает активное участие в обеспечении
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей в вопросах развития и образования детей, формируя у родителей более
полный образ их ребёнка, способствуя развитию у них умения правильного его восприятия и оценивания.
Образовательные области, в рамках которых реализуется программа
Настоящая дополнительная образовательная программа определяет
содержание и организацию образовательной деятельности детей средней, старшей и
подготовительной к школе групп и направлена на формирование общей культуры,
развитие интеллектуальных, моральных, эстетических, физических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Программа реализуется в следующих образовательных областях:
• социально-коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно-эстетическое развитие,
• физическое развитие.
Изучение иностранного языка способствует более глубокому знакомству с
другими культурами, пониманию межкультурных различий, развитию толерантности
как черты характера, необходимой для формирования гармоничной целостной
личности в современном поликультурном обществе. Национальное сознание,
культура межнационального общения и взаимодействия закладываются с самого
раннего возраста и являются составной частью воспитательно-образовательной
работы с детьми.
Социально-коммуникативное развитие, осуществляемое в рамках программы
английского языка «Вокруг света», направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
Познавательное развитие, реализуемое средствами курса английского языка «Вокруг
света», предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.); формирование элементарных знаний о малой родине,
Отечестве, странах изучаемого языка; овладение первичными представлениями о
социокультурных ценностях нашего народа и народов других стран, многообразии
стран и народов мира, о традициях и праздниках своей страны и стран изучаемого
природы.
Речевое развитие детей является ещё одной важной целевой установкой курса
английского языка. Изучая английский язык, дети овладевают иноязычной речью как
новым средством общения; обогащают свой активный словарь; развивают связную,
грамматически правильную диалогическую и монологическую речь как на родном,
так и английском языке; овладевают звуковой и интонационной культурой речи,
фонематическим слухом; формируют аудитивную аналитико-синтетическую
способность как предпосылку последующего обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие, осуществляемое в рамках курса
английского языка «Вокруг света», предполагает развитие основ ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о
видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора своей
страны и страны изучаемого языка; стимулирование сопереживания персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности детей и др.
Физическое развитие, реализуемое средствами курса английского языка»Вокруг
света», включает приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности
детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму,
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).
Программа ориентирована на активное освоение детьми 4—7 лет
разнообразных
умений
(игровых,
коммуникативных,
художественноизобразительных, трудовых и т.д.) и соответствует принципу развивающего

обучения, целью которого является развитие ребёнка через осознание своих
потребностей, возможностей и способностей.
4.2. Форма аттестации/ контроля и оценочные материалы.
- Диагностическое обследование умений и навыков детей старшей и
подготовительной группы по английскому языку проводится два раза в год
(сентябрь и май) в форме итоговых занятий и индивидуальной беседы.
Методика проведения диагностического обследования и протоколы
обследования предоставлены в приложении 1
Уровень овладения началами английского языка
Высокий

Средний

Низкий

Дети имеют высокий
уровень
понимания
английского
языка,
способность
отвечать
на
поставленные
вопросы
правильно, знают наизусть
рифмовки,
стихотворения,
песни. Умеют рассказывать о
своей
семье,
описывает
предмет,
рассказывает
о
животных. Без ошибок знает
счет от 1 до 10.

Дети
имеют
представление об английском
языке, способны рассказывать
стихотворения, петь песни.
Могут
отвечать
на
поставленные вопросы. Знают
названия членов семьи. Могут
назвать животных. Умеют
считать с подсказкой до 10.

Дети
имеют
размытое представление
об английском языке. С
трудом могут назвать и
рассказать о членах семьи.
Могут рассказать песни,
стихи только с помощью
воспитателя.
Затрудняются в счете. Не
знают названия животных.
Не могут ответить на
поставленные вопросы.

Форма процедуры контроля: диагностические карты
- Прописи по английскому языку: пособие для дошкольников со стикерами для
поощрения успехов воспитанников.
Форма процедуры контроля: успехи в прописях, обозначенные стикерами
- Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения
предусмотрены следующие мероприятия: выставки творческих работ; проведение
праздников; проведение открытых занятий для родителей.
Формы процедуры контроля: отзывы родителей об открытых мероприятиях,
результаты проведения выставок (грамоты и сертификаты).
- драматизации песенок, стишков, считалок.
Формы процедуры контроля: прослушивание записей на говорящей ручки
«Знаток».

Приложение 1.
Диагностическая карта определения уровня развития английского языка детей 5-7 лет.
№
п/п

Фамилия,
имя
ребенка

В области
аудирования
Реплики Стихи,
других
песни
детей

П

Н

П

Н

Руководитель:__________________________________________________________________
В области говорения
Умеют
здороваться

Умеет
прощаться

Умеет
благодарить

Умеет
представлять
себя

Умеет
рассказывать
об игрушке

Правильно
отвечает
на
вопросы

Считает
от 1
до 10

Составляет
логический
рассказ о
предмете

П

П

П

П

П

П

П

П

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Уровень
подготовки:

1 полугодие

Вывод

В__________ С___________
Н___________

2 полугодие

В__________ С___________
Н___________

Н

Знает
наизусть
стихи,
рифмовки,
песни
П
Н

Список литературы.
1. 20 практических занятий по английскому языку для детей дошкольного и
младшего школьного возраста / Авт.-сост. Э. Джонсон – Минск: Юнипресс,
2007
2. Alphabet: комплект тематических карточек по английскому языку для детских
садов, школ и курсов английского языка. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008 Animals:
комплект тематических карточек по английскому языку для детских садов,
школ и курсов английского языка. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008
3. At hospital. My body. Appearance: комплект тематических карточек по
английскому языку для детских садов, школ и курсов английского языка. – Х.:
Изд-во «Ранок», 2008
4. At school. Sport: комплект тематических карточек по английскому языку для
детских садов, школ и курсов английского языка. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008
5. City. Transport: комплект тематических карточек по английскому языку для
детских садов, школ и курсов английского языка. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008
6. Fruits. Vegetables. Berries: комплект тематических карточек по английскому
языку для детских садов, школ и курсов английского языка. – Х.: Изд-во
«Ранок», 2008
7. Professions. Hobbies: комплект тематических карточек по английскому языку
для детских садов, школ и курсов английского языка. – Х.: Изд-во «Ранок»,
2008
8. Seasons. Weather. Holidays: комплект тематических карточек по английскому
языку для детских садов, школ и курсов английского языка. – Х.: Изд-во
«Ранок», 2008
9. Seasons. Weather. Nature: комплект тематических карточек по английскому
языку для детских садов, школ и курсов английского языка. – Х.: Изд-во
«Ранок», 2008
10. Английские стихи и песенки для малышей / пер. Г.П. Шалаевой – М.: АСТ:
СЛОВО, 2009
11. Английский для малышей: комплект наглядных пособий для дошкольных
учреждений и начальной школы. – Х.: «Ранок», 2008
12. Английский язык для малышей. Одежда и обувь. Продукты питания. –
13. Минск.: «Харвест», 2002
14. Бурова И.И., Буров А.В. Программа развития и обучения дошкольника.
Английский язык в песенках. Для детей 4-6 лет. – СПб.: «Издательский Дом
«Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
15. Веселый английский для маленьких друзей. Пособие для устных занятий с
детьми 4-6 лет / Е.Ш. Пруидзе. – Ростов н/Д: Легион, 2014
16. Земченкова Т.В. Английский для дошкольников. – М. ВАКО, 2008
17. Карпиченкова Е.П. «My home». Из серии «Английский язык с мамой». – М.:
ВШМФ «Авангад», 1992
18. Кириллова Ю.В. Английский для дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
19. Крылова Н.В. English мама: Англо-русский словарь на каждый день. – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2004

20. Минаев Ю.Л., Зубкова М.Е. Английский язык для детей старшего
дошкольного возраста. – М.: Издательство «АСТ», 1997
21. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. Великобритания и Соединенные штаты
22. Америки. – М.: Издательство «Менеджер», 1999
23. Пой и играй: Сборник песен. – Обнинск.: Титул, 2001 Проект примерной
образовательной программы дошкольного образования
«Детство» под
редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
24. Прописи по английскому языку: пособие для дошкольников / авт.-сост. Г.Р.
Довжик. – Минск: Юнипресс, 2009
25. Сметанкин А., Сметанкина С. Учимся и оздоравливаемся. Числа и цифры на
русском и английском. – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2009
26. Т. Коти. Уроки английского. Счет, время. – М.: Олма-пресс, 2000
27. Уланова О.Б. Английский для дошкольников: Играем и учим: Пособие для
студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000
28. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Игры, сценки,
песенки. Под ред. Н.А. Бонк – М.: Издательство «Росмен-Пресс», 2005
29. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Руководство для
преподавателей и родителей. Под ред. Н.А. Бонк – М.: ЗАО «Росмен-Пресс»,
2006
30. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для самых маленьких.
Руководство для преподавателей и родителей.– М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2010
- Школа АВС. Коллектив авторов НОУ «Интерлингва». Науч. Рук. Е.И.
Киктева. – Воронеж. НОУ «Интерлингва», 2009
31. Штайнепрас М.В. Английский язык и дошкольник. Программа обучения
дошкольников английскому языку. – М. ТЦ Сфера, 2007
32. Энциклопедия для детей. Великобритания / (сост. А.А. Лисовецкая). – М.:
РИПОЛ классик, 2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».