Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
620142,г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д.129А, тел.(343)210-55-33, адрес эл. почты mdou61@eduekb.ru
ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета
МБДОУ детский сад № 61
Протокол № 1 от 31.08.2022
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 61
Екатеринбург, 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность …………………………………………………………………6
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………7
1.3. Основные принципы реализации программы………………………………7
1.4. Этапы реализации программы……………………………………………….8
1.5. Ожидаемые результаты………………………………………………………8
1.6. Краткое описание содержания и структуры………………………………..9
2. АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА 20222023 гг. ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
3. СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
3.1. Организация профилактической и оздоровительной работы в ДОУ……...15
3.2. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы…………………….. 25
3.3. Организация полноценного питания……………………………………….. 26
3.4. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.…………. 27
3.5. Консультационно-информационная работа………………………………... 31
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Организация предметно-развивающей среды ДОУ……………………...... 41
4.2. Нормативно-правовое обеспечение программы по организации
оздоровительной деятельности………………………………………………….. 44
4.3. Методическое обеспечение программы……………………………………. 45
4.4. Кадровое обеспечение……………………………………………………….. 47
5. КОНТРОЛЬ И РУКОВОДСТВО ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование
программы
Программа «Здоровье» на 2022-2025 гг.
Дата утверждения
Программы
Педагогический совет № 1 от 31.08.2022.
Основание для
разработки
Программы
Высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности
Родителей в организации сотрудничества с детским садом в
проведении
физкультурно-оздоровительной
работы
профилактических мероприятий по сохранению и укреплению
здоровья дошкольников формированию привычки к ЗОЖ.
Исполнители
Педагоги, медицинский персонал, дети, родители (законные
Программы
представители).
Цель Программы Сохранение и укрепление психического физического здоровья
детей за счёт качественного улучшения работы по укреплению
Здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ.
Задачи
1. Повышение показателей здоровья воспитанников за счёт
Программы
качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей:
Осознанного отношения к своему здоровью, формирование
представлений и знаний о пользе физическими упражнениями, о
необходимости соблюдения гигиенических правил, увеличение
показателей двигательной активности детей.
2. Воспитание у всех участников образовательного процесса
потребности в ЗОЖ.
3. Разработка системы медико-педагогического контроля за
организацией образовательного процесса в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
Целевые
1. Оптимальный режим дня с включением в него
ориентиры
здоровьесберегающих технологий. Соблюдение редимных
Программы
моментов:
- чередование умственной и физической нагрузки;
- соблюдение режима питания, питьевой режим согласно СанПин.
- соблюдение режима прогулок;
- строгое соблюдение двигательного режима, планирование и
осуществление мероприятий по физическому воспитанию.
2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней,
пропущенных ребенком болезни; количества случаев простудных
заболеваний; средней продолжительности болезни
одним ребенком при простудных заболеваниях).
3. Активное участие всех участников образовательного процесса в
совместной деятельности по здоровьесбережению.
Сроки реализации Программа рассчитана на 2022-2025 гг.
Программы
Перечень
технологий и
методов,
используемых в
программе
1. Медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского
персонала в соответствии с медицинским требованиями и
нормами, с использованием медицинских средств — технологии
организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за
питанием
детей,
профилактических
мероприятий,
здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. Физкультурно-оздоровительные (направленные
на
физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии
развития физических качеств, закаливания, дыхательной
гимнастики и др.);
3. Образовательные (воспитания
культуры
здоровья
дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и
обучения);
4. Обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье
ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной
комфортности и позитивного психологического самочувствия
ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в
детском саду и семье; технологии психолого-педагогического
сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе
ДОУ);
5. Здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов (направленные на развитие культуры здоровья
педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на
развитие потребности к здоровому образу жизни); сохранения и
стимулирования здоровья (технология использования подвижных
и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.),
стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
6. Обучения
здоровому
образу
жизни (технологии
использования физкультурных занятий, коммуникативные игры,
система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые
(игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арттерапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, и
др.)
7. Педагогическая
технология
активной
сенсорноразвивающей среды, под которой понимается системная
совокупность и порядок функционирования всех личностных
инструментальных и методологических средств, используемых для
достижения педагогических целей. Сущность данной технологии
заключается не столько в моделировании предметного
пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды,
сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром
активной сенсорно-развивающей среды является не система
сенсорной дидактики не комплекс рабочих режимов, а именно
система субъект-субъектных отношений между педагогом и
воспитанником.
Ожидаемые
конечные
результаты
1. Создание здоровьесберегающей, развивающей системы работы,
способствующей не только сохранению, но и развитию
физического,
психического
и
социального
здоровья
воспитанников.
2. Снижение заболеваемости у детей не менее чем на 5%.
3. Снижение уровня сезонной заболеваемости (ОРВИ, грипп).
4. Снижение количества наиболее часто болеющих детей в ДОУ.
5. Отсутствие травматизма, снижение поведенческих рисков,
представляющих опасность для здоровья.
6. Увеличение показателей двигательной активности детей.
7. Вовлечение большего количества воспитанников в спортивные
Секции и
учреждения дополнительного образования.
8. Повышение заинтересованности и непосредственного участия
Управление
программой и
осуществление
реализацией
Работников детского сада и родителей в оздоровлении детей.
9 Стимулирование внимания дошкольников и их родителей к
вопросам здорового образа жизни, рациональной двигательной
активности и правильного питания в условиях семьи.
10. Повышение уровня сопротивляемости детского организма с
Помощью закаливающих мероприятий и индивидуального
подхода к каждому ребёнку.
Совместные координированные действия педагогов, медицинского
персонала и родителей (законных представителей) для реализации
программы. Управленческие решения руководителя в условиях
реализации программы. Самообразование и взаимообучение
педагогов, родителей по вопросам здоровьесбережения, анализ
выполнения и корректировка программы.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических
задач развития страны. Она остается самой острой социальной проблемой общества в
настоящее
время.
Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и
сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых
документов.
Это закон РФ «Об образовании», где определены принципы государственной политики
в области образования, первым из которых является «гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного
развития личности», ФГОС ДО, а также Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21.
Санитарные правила и нормы...". СанПиН 2.4.3648-20; "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения", утвержден Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32. МР 2.4.0242-21 Методические
рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Указы Президента России
«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об
утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте»,
«Конвенция о правах ребёнка» и другие.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе
жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к
ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и
особенно детей дошкольного и школьного возраста. Исследования Центра здоровья детей и
подростков РАМН свидетельствует о том, что около 90% детей имеют отклонения в
физическом и психическом здоровье. Решение проблемы требует активного осмысленного
отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Анализ деятельности учреждения по профилактическим и оздоровительным
мероприятиям ДОУ в соответствии с предыдущей программой «ЗДОРОВЬЕ» позволил
оценить и выявить проблемы и особенности учебно-воспитательного процесса в ДОУ в
современных условиях борьбы с коронавирусной инфекцией и выработать основные
направления работы для реализации новой программы «ЗДОРОВЬЕ» на 2022-2025 учебные
года.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как одна из основных задач
дошкольного образовательного учреждения, базируется на осознанном отношении ребёнка к
своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором представленной
программы деятельности.
Педагогический коллектив нашего учреждения пришел к необходимости
переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического и
психического здоровья, но и обучения в целом, организации режима, лечебнопрофилактической работы, индивидуальной работы, личностно-ориентированного
подхода при работе с детьми. Актуализации внимания воспитателей на главной
социальной роли, донесение до родителей основы психолого-педагогических знаний.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет
качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и
формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи:
1 Повысить показатели здоровья воспитанников за счёт качественного улучшения
работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью,
формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями,
об основных гигиенических требованиях и правилах.
2. Воспитывать у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ.
3. Разработать систему медико-педагогического контроля за организацией
образовательного процесса в режиме дня в соответствии с требованиями ФГОС ДО и
ФОП ДО.
1.3. Основные принципы реализации программы.
1. Принцип научности – использование научно–обоснованных апробированных
программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в
соответствии с возрастными и индивидуально-личностными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и
родителей в поиске новых, эффективных целенаправленной деятельности по
оздоровлению детей.
4. Принцип систематичности – реализация профилактических оздоровительных
мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в
системе образовательного процесса и всех видов деятельности в соответствии с ФГОС
ДО и ФОП ДО.
6. Принцип оптимальности – разумно сбалансированные величины
психофизической нагрузки.
7. Принцип гарантированной поддержки каждого ребенка – реализация прав
ребенка на получение необходимой помощи и поддержки.
8. Принцип адресности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт
разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
1.4. Этапы реализации программы
1-й этап - аналитический, март-май 2022 г.
• анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за
2021-2022 гг.
• анализ материально-технической базы и кадрового обеспечения
• выявление острых проблем в работе детского сада
• выдвижение гипотез, определение целей, задач работы
2-й этап - разработка программы, июль-август 2022 г.
• изучение методической литературы, опыта работы в разработке оздоровительных
программ
• изучение современных оздоровительных технологий
3-й этап - внедрение и реализация программы, 2022-2025гг.
• отработка моделей и технологий системы оздоровительной профилактической
работы по сохранению и укреплению здоровья детей;
• методическое и организационное сопровождение;
• развитие педагогического потенциала и профессиональных компетенций
сотрудников:
• сотрудничество с родителями;
• групповое взаимодействие;
4-й этап - итогово – диагностический, апрель-май 2025 г.
• проведение сравнительного анализа результативности работы по всем направлениям
программы
1.5. Ожидаемые результаты реализации программы
• Создание здоровьесберегающей, развивающей системы работы, способствующей не
только сохранению, но и развитию физического, психического и социального здоровья
воспитанников.
• Снижение заболеваемости детей не менее чем на 5%.
• Снижение уровня сезонной заболеваемости (ОРВИ, грипп).
• Снижение количества наиболее часто болеющих детей в ДОУ.
• Отсутствие травматизма, представляющих опасность для здоровья.
• Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в
оздоровлении детей.
• Стимулирование внимания дошкольников и их родителей к вопросам здорового
образа жизни, рациональной двигательной активности и правильного питания в
условиях семьи. Прохождение обучение педагогов, воспитанников и родителей по
программе «Основы здорового питания».
• Повышение уровня сопротивляемости детского организма с помощью закаливающих
мероприятий и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
• Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении
и укреплении здоровья детей (проверка знаний, опрос).
• Сформированность умений и устойчивого желания ребёнка заботиться о своём
здоровье самому и с детства.
1.6. Краткое описание содержания и структуры
Основные участники реализации программы:
- воспитанники дошкольного образовательного учреждения;
- педагогический коллектив;
- родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.
Основные направления программы:
1.Профилактические мероприятия.
Раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурнооздоровительной работы, система работы специалистов, план улучшения здоровья
детей.
2. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы.
3. Организация рационального питания.
4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа.
Раскрываются виды и типы НОД, проводимых в ДОУ, формы организации закаливания
дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня,
профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по
организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
5. Консультативно-информационная работа:
- с педагогами и сотрудниками;
- с родителями.
2. Анализ физкультурно-оздоровительной работы за 2021-2022 гг. динамика
здоровья и физического развития воспитанников.
Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с 2021 по 2022 гг. показал
неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по
болезни одним ребёнком. В детском саду ведётся работа по профилактике
заболеваемости воспитанников с момента поступления ребенка в детский сад. .
Здоровье детей зависит не только от уровня развития здравоохранения и образования,
экологической ситуации в стране, физических особенностей, условий жизни в семье,
санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, но и от того, что наша
жизнь изменилась с появлением новых инфекций, которые вносят кардинальные
изменения в жизнь людей.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и
оздоровлению должна находиться семья и детский сад как две основные социальные
структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка дошкольного
возраста. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится: «Семья и детский сад в
хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает
непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета,
которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а
принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием
преемственности является установление доверительного делового контакта между
семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция
родителей и педагогов».
Анализ заболеваемости и посещаемости МБДОУ детский сад № 61.
№
Показатели
2019-2020
2020-2021
2021-2022
п/п
уч.год.
уч.год
уч.год.
Среднесписочный состав P
Д/д по плану
Д/д по факту
Д/д пропущенные
Д/д по болезни
Д/д прочие
Пропуск одного ребёнка
Из них по болезни
Среднегодовая
посещаемость группы 1
ребенком
Индекс здоровья N*100/P
115
20930
14637
6293
2237
4056
54
19,4
69%
104
18824
14342
4482
1215
3267
43
11,6
76%
100
18000
14950
3050
1057
1993
30
10,6
83%
19%
22%
25%
Распределение по группам здоровья
Ежегодно в ДОУ ведется учет и анализ хронических заболеваний детей и определения
групп здоровья, что позволяет планировать медицинскую работу с детьми.
Показатели
Количество
детей
% от
общего
числа детей
в ДОУ
Всего детей в с 1 группой со 2 группой с 3 группой с 4 группой
ДОУ
здоровья
здоровья
здоровья
здоровья
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
115
104
100
28
30
24
69
64
65
17
9
11
0
0
0
100
100
100
25
29
24
60
62
65
15
9
11
0
0
0
Анализ сведений о здоровье воспитанников дошкольного возраста (детей 3-7
лет) за период с 2019 по 2022 гг. показал небольшое, но уменьшение дней,
пропущенных по болезни одним ребёнком. Незначительно, но увеличивается
количество детей с 3 и 4 группой здоровья, тогда как количество детей со 2 группой
здоровья становится меньше. Данные указывают на то, что в дошкольное учреждение
все реже приходят абсолютно здоровые дети. Поэтому работа с семьями
воспитанников становится особенно важным моментом в процессе сохранения и
укрепления здоровья детей.
Анализ сведений о здоровье воспитанников дошкольного возраста (детей 3-7
лет) за период с 2019 по 2022 гг. показал небольшое, но уменьшение дней,
пропущенных по болезни одним ребёнком. Незначительно, но увеличивается
количество детей с 3 и 4 группой здоровья, тогда как количество детей со 2 группой
здоровья становится меньше. Данные указывают на то, что в дошкольное учреждение
все реже приходят абсолютно здоровые дети. Поэтому работа с семьями
воспитанников становится особенно важным моментом в процессе сохранения и
укрепления здоровья детей.
Травматизм детей в ДОУ.
Показатели
Случаи травматизма в ДОУ
2019-2020 уч.год.
2020-2021 уч.год
2021-2022 уч.год.
Количество случаев
травматизма детей
0
0
0
% от общего числа
детей в ДОУ
0
0
0
Адаптация ребёнка в ДОУ
Параметры
Количество
детей,
поступивших
в ДОУ
% от общего
числа
поступивших
детей
Всего поступило Легкая степень
детей в ДОУ
Средняя тяжесть
Тяжелая
адаптация
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
30
22
18
7
10
9
19
11
10
1
1
1
100
100
100
35
47
41
63
52
58
2
1
1
В детском саду проводится большая работа по созданию благоприятных условий
для адаптации детей к условиям ДОУ. Дети поступают в детский сад неравномерно,
этот процесс проходит в течение с сентября по ноябрь. Педагогами осуществлялся весь
комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически
комфортных условий пребывания ребёнка в группе: нахождение в группе то время,
которое ребенок может оторваться от мамы, индивидуальный подход, щадящий режим
пребывания ребёнка в детском саду, консультации для родителей, разработаны и
раздаются памятки. Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале
сентября проводится родительское собрание. Отмечается стабильная положительная
динамика по лёгкой, средней степени адаптации детей к детскому саду. Это
обусловлено тем, что у педагогов, работающих с детьми раннего возраста, высокий
уровень профессиональных компетенций и используемые ими методы и технологии
являются эффективными.
Мониторинг физической подготовленности детей.
Дети
Общая
численность
детей в ДОУ
Всего
обследовано
Высокий
уровень
Средний
уровень
Нихкий
уровень
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
20192020
20202021
20212022
Дети
4-7 115
лет
100
% от
общего
числа
детей
104
100
111
93
93
62
45
40
47
46
51
2
2
2
100
100
97
90
93
37
44
40
51
54
51
2
2
2
Анализ результатов диагностики физической подготовленности показал, что
процент подготовки высокого уровня детей по физическому развитию ежегодно
снижается, средний уровень растёт, низкий – не меняется. Вместе с тем, следует
отметить, что общая численность воспитанников в детском саду ежегодно
уменьшается, исходя из демографической ситуации и особенностей микрорайона, в
котором расположен детский сад.
3. Система и содержание оздоровительной деятельности.
3.1. Организация профилактической и оздоровительной работы в ДОУ.
Особенности образовательной деятельности разных видов и оздоровительных
практик, используемые в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
№ Направление
п/п деятельности
1. Физкультурно оздоровительное
Виды деятельности
Организованная
образовательная
деятельность
Физминутки,
двигательная
активность между
занятиями
Утренняя гимнастика в
группе, на свежем
воздухе с младшей
группы в теплый
период
Гимнастика после сна
Физкультурные досуги,
дни здоровья
Физкультурные
праздники
Обоснование
Частота занятий
3 раза в неделю
ежедневно
Образовательная
программа
ежедневно
МБДОУ (далее
ОП МБДОУ)
Адаптированная
образовательная
программа
ежедневно
МБДОУ (далее
АОП МБДОУ)
1-2 раза в
месяц во
второй
половине дня
2 раза в год
2.
Психоэмоциональное
развитие
3.
Работа с
родителями
Совместные занятия
воспитателей, учителялогопеда, музыкального
руководителя и
инструктора по
физической культуре
Совместные
физкультурные
праздники, дни
здоровья с родителями,
рассказы детей о ЗОЖ в
семье, выставки в
группах
Тематическое
планирование
специалистов и
воспитателей
По планам
взаимодействия
специалистов и
воспитателей
МБДОУ.
ОП МБДОУ
По планам
педагогов
взаимодействия
с семьей.
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих
педагогических
технологий
Время проведения в режиме
дня
Особенности методики
проведения
Ответственный
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг
Не раньше, чем через 30 мин.
Рекомендуется детям Руководитель
после приема пищи, 2 раза в
с вялой осанкой и
физического
неделю по 30 мин. со среднего плоскостопием.
воспитания
возраста в
Опасаться
физкультурном/музыкальном
непропорциональной
зале либо в групповой комнате, нагрузки на мышцы
в хорошо проветренном
помещении
Ритмопласт
Не раньше, чем через 30 мин.
Обратить внимание
Музыкальный
ика
после приема пищи, 2 раза в
на художественную
руководитель.
неделю по 30 мин. со среднего ценность, величину
возраста
физической нагрузки и
ее соразмерность
возрастным
показателям ребенка
Динамическ
Во время занятий, 2-5 мин.,
Рекомендуется для
Воспитатели
ие паузы
по мере утомляемости детей
всех детей в качестве
(физминутк
профилактики
и)
утомления. Могут
включать в себя
элементы гимнастики
для глаз, дыхательной
гимнастики и других в
зависимости от вида
занятия
Подвижные Как часть физкультурного
Игры подбираются в Воспитатели
и
занятия, на прогулке, в
соответствии с
спортивные групповой комнате - малой со
возрастом ребенка,
игры
средней степенью
местом и временем ее
подвижности. Ежедневно для
проведения. В ДОУ
всех возрастных групп
используем лишь
элементы спортивных
игр
Релаксация
В любом подходящем
помещении. В зависимости от
состояния детей и целей,
педагог определяет
интенсивность технологии. Для
всех возрастных групп
Технологии
Реализуются на занятиях
эстетическо художественно – эстетического
й
цикла, при посещении музеев,
направленнос театров, выставок и пр.,
ти
оформлении помещений к
праздникам и др. для всех
возрастных групп
Можно использовать
спокойную
классическую музыку
(Чайковский,
Рахманинов), звуки
природы
Осуществляется на
занятиях по программе
ДОУ, а также по
специально запланированному
графику мероприятий.
Особое значение имеет
работа с семьей,
привитие детям
эстетического вкуса
Рекомендуется всем
детям, особенно с
речевыми проблемами.
Проводится в любой
удобный отрезок
времени (в любое
удобное время)
Рекомендуется
использовать наглядный
материал, показ
педагога
Воспитатели,
психолог
Обеспечить
проветривание
помещения, педагогу
дать детям инструкции
об обязательной
гигиене полости носа
перед проведением
процедуры
Ежедневно после дневного сна, Форма проведения
5-10 мин.
различна: упражнения
на кроватках, обширное
умывание; ходьба по
ребристым дощечкам;
легкий бег из спальни в
группу с разницей
температуры в
помещениях и другие в
зависимости от условий
ДОУ
В различных формах
Форма проведения
физкультурно зависит от
оздоровительной работы
поставленной задачи и
контингента детей
В различных формах
Рекомендуется детям с
физкультурно плоскостопием и в
оздоровительной работы
качестве профилактики
Все педагоги
Гимнастика С младшего
пальчиковая возраста
индивидуально
либо с подгруппой ежедневно;
Гимнастика Ежедневно по 3-5 мин. в любое
для глаз
свободное время; в
зависимости от интенсивности
зрительной нагрузки с
младшего возраста
Гимнастика
В различных формах
дыхательная физкультурно оздоровительной работы
Гимнастика
ленивая
(после сна)
Гимнастика
,
корригирую
щая
Гимнастика
ортопедичес
кая
Все педагоги
ДОУ
Все педагоги
Все педагоги
Воспитатели
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Воспитатели,
руководитель
болезней опорного
свода стопы
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкульту
2-3 раза в неделю в
Занятия проводятся в
рное
спортивном или музыкальном
соответствии
занятие
залах. ранний возраст - в
программой, по
групповой комнате, 10 мин.
которой работает ДОУ.
младший возраст- 15-20 мин.,
Перед занятием
средний возраст - 20-25 мин.,
необходимо хорошо
старший возраст - 25-30 мин.
проветрить помещение
Проблемно – В свободное время, можно во
Занятие может быть
игровые
второй половине дня. время
организовано не
строго не фиксировано, в
заметно для ребенка,
зависимости от задач,
посредством
поставленных педагогом.
включения педагога в
процесс игровой
деятельности
Коммуника
1-2 раза в неделю по 30 мин.
Занятия строятся по
тивные
со старшего возраста
определенной схеме и
игры
состоят из нескольких
частей. В них входят
беседы, этюды и игры
разной степени
подвижности, занятия
рисованием, лепкой и
др.
Занятия из
1 раз в неделю по 30 мин. со
Могут быть включены
серии
ст. возраста
в сетку занятий в
«здоровье»
качестве
познавательного
развития
Самомассаж
В зависимости от
Необходимо
поставленных педагогом целей, объяснить ребенку
сеансами либо в различных
серьезность процедуры
формах физкультурно –
и дать детям
оздоровительной работы
элементарные знания о
том, как не нанести
вред своему организму
Точечный
Проводится во время
Проводится строго по
самомассаж обострения эпид.ситуации, в
специальной методике.
осенний и весенний периоды в Показана детям с
любое удобное для педагога
частыми простудными
время со старшего возраста
заболеваниями и
болезнями лор-органов.
Используется
наглядный материал
3. Коррекционные технологии
Технологии
В различных формах
Используются в
музыкальног физкультурно –
качестве
о
оздоровительной работы; либо вспомогательного
воздействия отдельные занятия 2-4 раза в
средства как часть
месяц в зависимости от
других технологий; для
поставленных целей
снятия напряжения,
повышения
физического
воспитания
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Воспитатели,
Воспитатели,
психолог
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Воспитатели, ст.
медсестра,
руководитель
физического
воспитания
Воспитатели, ст.
медсестра,
руководитель
физического
воспитания
Все педагоги
Сказкотерапия
Фонетическая
ритмика
эмоционального
настроя и пр.
2-4 занятия в месяц по 30 мин. Занятия используют
со старшего возраста
для психологической
терапевтической и
развивающей работы.
Сказку может
рассказывать взрослый,
либо это может быть
групповое
рассказывание, где
рассказчиком является
не один человек, а
группа детей
2 раза в неделю с младшего
Занятия
возраста не раньше, чем через
рекомендованы детям с
30 мин. после приема пищи, в
проблемами слуха либо
физкультурном или
в профилактических
музыкальном залах. мл.
целях. цель занятий –
возраст-15 мин., старший
фонетическая
возраст-30 мин.
грамотная речь без
движений
Воспитатели,
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания,
логопед
Система и содержание оздоровительной деятельности воспитателей и специалистов
ДОУ
Воспитатели
и
специалисты
Инструктор
по
физической
культуре
Воспитатель
Задачи работы
Формы работы,
направления
деятельности
Периодичность
1. Сохранение и укрепление
физического и психического
здоровья детей;
2. Формирование жизненно
необходимых двигательных
умений и навыков ребёнка в
соответствии с его
индивидуальными
особенностями;
3. Создание условий для
реализации потребности
детей в двигательной
активности;
4. Воспитание потребности в
здоровом образе жизни,
выработка привычки к
соблюдению режима дня,
потребности в физических
упражнениях и играх;
5. Воспитание физических
качеств, необходимых для
полноценного развития
личности.
1.Воспитание здорового
ребенка через реализацию
системы физкультурно-
1.Проведение диагностики
физической
подготовленности.
2.Проведение
физкультурных занятий.
3.Проведение утренней
гимнастики.
4.Индивидуальная работа с
детьми с ОВЗ, с детьми,
имеющими отставание в
физическом развитии.
5.Проведение
физкультурных праздников
и развлечений.
6. Организация
мероприятий по
профилактике нарушения
осанки и плоскостопия
7. Консультации для
педагогов и родителей.
8. Участие в проведении
ППк ДОУ.
В соответствии с
требованиями
ОП МБДОУ,
учебным планом
и календарным
графиком на
учебный год.
1.Реализация
образовательной
деятельности в режиме дня
В соответствии с
требованиями
ОП МБДОУ,
учебным планом
оздоровительных
мероприятий.
2. Привлечение родителей к
организации сотрудничества
по вопросам оздоровления и
закаливания детского
организма
Учительлогопед
Медсестра
1. Изучение уровня речевого,
познавательного, социальнокоммуникативного,
физического развития и
индивидуально-личностных
особенностей детей,
нуждающихся в
логопедической поддержке,
определение основных
направлений и содержания
работы с каждым из них.
2. Систематическое
проведение необходимой
профилактической и
коррекционно-речевой
работы с детьми в
соответствии с их
индивидуальными
программами.
3. Формирование у
педагогического коллектива
ДОУ и родителей
информационной готовности
к логопедической работе,
оказание им помощи в
организации полноценной
речевой среды.
4. Координация усилий
педагогов и родителей,
контроль качества
проведения речевой работы с
детьми.
1.Осуществление первичной
профилактики.
2.Контроль организации
питания.
2.Проведение утренней,
общеразвивающей,
ленивой, дыхательной и
других гимнастик
(пальчиковая, для глаз).
3.Проведение
оздоровительного
закаливания.
4.Работа с родителями.
5.Взаимодействие со
специалистами:
инструктором по
физической культуре,
старшей медсестрой,
учителем-логопедом,
музыкальным
руководителем. 6.Участие в
проведении ППк ДОУ
1.Индивидуальные и
подгрупповые занятия с
детьми.
2.Проведение диагностики.
3.Консультативная помощь
воспитателям и родителям.
4.Организация и
проведение ППк,
руководство ведением
индивидуальных
образовательных
маршрутов.
и календарным
графиком на
учебный год и
летнеоздоровительный
период.
1.1.Контроль санитарно –
гигиенических условий в
ДОУ.
2.1. Контроль состояния
калорийности питания и
анализ качества питания.
2.2.Контроль санитарно –
гигиенического состояния
пищеблока.
Постоянно
В соответствии с
Положением о
логопункте в
МБДОУ и АОП
МБДОУ
Ежедневно
3.1. Распределение
воспитанников на
медицинские группы для
занятий физкультурой.
3.3. Осуществление
контроля организации
физического воспитания,
закаливающих
мероприятий.
4.Гигиеническое воспитание в 4.1. Рекомендации по
организации и проведению
детском коллективе.
гигиенического
воспитания,
формированию навыков
здорового образа жизни.
4.2. Контроль
гигиенического
воспитания.
5.1. Планирование и анализ
5.Иммунопрофилактика.
вакцинации.
5.2. Осмотр детей перед
прививкой.
5.3. Контроль состояния
здоровья после прививки,
регистрация местной и
общей реакции на
прививку.
6.1. Рекомендации по
6.Мероприятия по
адаптации детей и ее
обеспечению благоприятной
коррекции (совместно с
адаптации детей к ДОУ.
педагогом).
6.2. Контроль течения
адаптации и проведение
медико-педагогической
коррекции
7.Анализ состояния здоровья. 7.1. Анализ состояния
здоровья воспитанников,
Диспансеризация.
разработка медикопедагогических
мероприятий.
7.2. Проведение
профилактических
медицинских осмотров.
7.3. Рекомендации
педагогам по коррекции
отклонений в состоянии
здоровья. Контроль их
выполнения.
3.Контроль физического
воспитания.
2 раза в год
Ежемесячно
По
необходимости
Постоянно
По графику
национальных
прививок
Постоянно
Ежедневно
1 раз в год
В течение года
Перспективный план работы МБДОУ по улучшению здоровья детей.
№
Содержание
Группа
Периодичность Ответственные
выполнения
Оптимизация режима
1.
Организация
пребывания детей
в детском саду в
адаптационный
период, создание
комфортного
режима
Все группы,
особенно
группа, в
которую
производитс
я набор
Ежедневно
Воспитатели,
медсестра
Срок
выполнения
В течение года в
период адаптации
индивидуально
каждого ребенка.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
1.
1.
2.
детей в
МБДОУ
Все группы
Ежедневно
Заместитель
заведующего,
воспитатель,
специалисты
ДОУ
В течение года
Все группы
3 раза в неделю
В течение
учебного года
Гимнастика после
дневного сна
(ленивая
гимнастика)
Прогулки с
включением
подвижных
игровых
упражнений
Музыкально –
ритмические
занятия.
Физкультурные
праздники и
досуги
Все группы
Ежедневно
Все группы
Ежедневно
Инструктор по
физической
культуре
Воспитатели,
инструктор по
физической
культуре
Воспитатели
(контроль
заместитель
заведующего)
Все группы
2 раза в неделю
В течение года.
Все группы
1-2 раза в месяц
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Инструктор по
физической
культуре
Неделя здоровья,
Все группы
1 раз в год
Определение
оптимальной
нагрузки для
ребенка, с учетом
возрастных и
индивидуальных
особенностей
Физкультурные
занятия.
Зам.заведующег
о педагоги ДОУ,
медсестра
Пальчиковая
Все группы
3-4 раза в день
Воспитатели,
гимнастика
специалисты
ДОУ
Физминутки
Все группы
Ежедневно
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Подвижные игры Все группы
Ежедневно
Воспитатели,
специалисты
ДОУ
Охрана эмоционального и психического здоровья ребенка
Использование
Все группы
Ежедневно
Воспитатели,
приемов
несколько раз в
специалисты
релаксации:
день
ДОУ
минуты тишины,
музыкальные
паузы
Медико-профилактическое направление
Дыхательная
Все группы
Несколько раз в
Воспитатели,
гимнастика в
день
инструктор по
игровой форме
физической
культуре
Самомассаж,
точечный массаж
Все группы,
кроме
малышей
Ежедневно
Воспитатели,
инструктор по
физической
культуре
В течение года
В течение года
В течение года,
по плану
инструктора по
физической
культуре.
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года.
По циклограмме
воспитательной и
образовательной
работы.
В течение года.
По циклограмме
воспитательной и
образовательной
работы.
В течение года
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
Витаминизация:
Все группы
ежедневно
Повар
Пищевые
дошкольного
Бракеражная
продукты,
возраста
комиссия
обогащенные
Медсестра
микронутриентам
и Инстантные
витаминизированные напитки
промышленного
выпуска
Специфическая
Все группы
по плану
Медсестра
профилактика
профилактических воспитатели
(добавление в
мероприятий
пищу чеснока,
ароматизация
помещений)
Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка
Воздушные ванны Все группы
Ежедневно
Воспитатели
Прогулки на
воздухе
Гимнастика после
сна
(босохождение по
массажным
дорожкам)
Мытье рук по
локоть после сна
Игры с водой
В течение года
4 раза в год
октябрь, декабрь,
февраль, апрель
Все группы
Ежедневно
Воспитатели
В течение года.
По плану
профилактически
х мероприятий
В течение года
Все группы
(кроме
малышей)
Ежедневно
Воспитатели
В течение года
Все группы
(кроме
малышей)
Все группы
Ежедневно
Воспитатели
В течение года
Летнеоздоровительная
работа в теплый
период
Воспитатели,
инструктор по
физической
культуре
В течение года по
плану проведение
опытов и
экспериментов,
план летнеоздоровительного
периода.
3.2. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы
Исследование состояния здоровья детей специалистами ДОУ и детской поликлиники:
• Осмотр детей медперсоналом (врач-педиатр, старшая медицинская сестра),
определение группы здоровья
• Диспансеризация детей (с 3-х лет)
• Выявление нарушений двигательной активности, координации движений и т.д. в
беседах с родителями и педагогами
• Антропометрия (2 раза в год) Отслеживание успешности обучения воспитанников в
период их пребывания в ДОУ с целью динамического наблюдения за их развитием:
• Диагностика по усвоению образовательной программы МБДОУ д/с № 61, (разделы
«Физическое воспитание»)
• Диагностика физических качеств
• Ведение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ.
• Диагностика адаптации ребёнка к условиям ДОУ. Выявленные проблемы у детей,
берутся под контроль, обсуждаются на педсовете, намечается план индивидуальной
работы с детьми. На итоговом педсовете, озвучиваются результаты.
3.3. Организация полноценного питания.
При организации питания рекомендуется придерживаться естественных потребностей
воспитанников, исключить насильственное кормление, приучать к правильной,
здоровой пище. Формы работы и направления деятельности:
• Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к
пищеблоку;
• Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;
• Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в
соответствии с возрастом детей;
• Обеспечение питьевого режима (вода, соки)
• Эстетика организации питания и гигиена приема пищи
3.4. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы Проведение
физкультурных занятий разных типов:
• традиционные
• тренировочные
• занятия-соревнования
• занятия-зачёты
• игровые
• самостоятельные интегрированные с другими видами деятельности
• праздники и развлечения и пр.
Использование оздоровительных технологий на занятиях:
• Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
• Дыхательная гимнастика;
• Гимнастика для глаз;
• Специальные коррекционные упражнения, рекомендуемые для использования в
работе с детьми с ОВЗ:
• Хождение по дорожкам «здоровья»
• Корригирующая гимнастика
• Логоритмические упражнения. Комплекс психофизических мероприятий:
• Элементы музыкотерапии
• Элементы сказкотерапии, смехотерапии
• Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
• выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями
детей
• упражнения с использованием приёмов сенсорной интеграции с детьми с ОВЗ.
Система эффективных закаливающих процедур.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение
устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются
необходимым условием оптимального развития ребенка. Основные факторы
закаливания:
1.Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня.
2.Закаливающие процедуры различаются по виду, интенсивности.
3.Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на
физкультурных занятиях и других режимных моментах.
4.Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом
комфорте организма детей.
Формы работы:
• Соблюдение температурного режима групповых помещениях, в физкультурном и
музыкальном залах в течение дня
• Водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна)
• Утренняя гимнастика (средние, старшие и подготовительные группы на свежем
воздухе, младшие - в физкультурном или музыкальном зале)
• Сон при открытых фрамугах (в зависимости от времени года)
• Правильная организация прогулки, её длительность
• Дозированный оздоровительный бег на воздухе
• Соблюдение сезонной одежды во время прогулок и физкультурных занятий,
учитывая индивидуальное состояние детей
• Гимнастика после сна (облегченная одежда, босиком)
• Хождение по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии,
профилактика плоскостопия)
Активизация двигательного режима детей:
• активизация двигательного режима детей с применением атрибутов и современных,
интересных пособий;
• создание необходимой развивающей среды;
• проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;
• строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
• проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной
деятельности.
№
Виды занятий
Особенности организации
1. Физкультурно-оздоровительная работа
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.1.
3.1.
Утренняя гимнастика.
Ежедневно на открытом воздухе или в
спортивном и музыкальном залах. Длительность
7-12 мин.
Двигательная разминка
Ежедневно во время перерыва между занятиями.
Длительность 7-10 мин.
Физминутка.
Ежедневно, по мере необходимости, в
зависимости от вида и содержания занятий.
Длительность 1-3 мин.
Подвижные
игры
и
физические Ежедневно во время утренней прогулки. Игры,
упражнения на прогулке
подобранные
с учетом индивидуальных
особенностей детей. Длительность 10-30 мин.
Оздоровительный бег
В летне-оздоровительный период, подгруппами
по 5-7 человек, во время утренней прогулки.
Длительность 3-7 мин
Индивидуальная работа по развитию Ежедневно во время вечерней прогулки.
основных видов движений
Длительность 5-15 мин.
Гимнастика после дневного сна
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема
детей. Длительность не более 10 мин.
Логоритмика
2 раза в неделю провидится учителем-логопедом
как кружок для детей 3-7 лет.
2. Самостоятельная двигательная активность
Двигательная активность дошкольников
Ежедневно, под руководством воспитателя, в
помещении
и
на
открытом
воздухе.
Продолжительность зависит от возрастных
особенностей детей.
3. Праздники и развлечения, активный отдых
Неделя здоровья, Дни здоровья
1 раз в год, 1 раз в 3 месяца.
3.2
3.3.
3.4.
4.1.
4.2.
Физкультурный досуг
1 -2 раза в месяц на улице или в спортивном
зале.. Длительность 20-25 минут.
Физкультурные праздники на воздухе
2 раза в год. Длительность 1-1,5 часа
Туристические походы и экскурсии
С 5 лет, в одну время перехода в одну сторону
30-40 минут общая продолжительность не более
1,5-2 часа. Время непрерывного движения 20
минут, перерывы между переходами не менее 10
минут.
4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ с семьей
Участие родителей в родительских В течение года
собраниях,
индивидуальное
консультирование
Участие родителей в физкультурно- В течение года
оздоровительных
праздниках
и
развлечениях.
Профилактические мероприятия в период пандемии и подъема ОРВИ и гриппа:
• Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания.
• Контроль за качеством проведения утреннего фильтра на группах.
• Максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
• Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой.
• Использование продуктов содержащих фитонциды для ароматизации помещений
(чеснок, лук).
• Использование витаминизированных продуктов в питании детей и приготовление
промышленных витаминизированных напитков согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20
• Использование рециркуляторов для очистки воздуха групповых помещений и
помещений общего пользования (в том числе музыкальный залы, учителя-логопеда).
• По мере необходимости, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой,
принятие ограничительных мер для родителей и сотрудников ДОУ при посещении
образовательного учреждения в соответствии с положением «Об организации работы
МБДОУ д/с № 61 в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».
Формирование представлений у воспитанников о здоровом образе жизни Основная
мысль - ЗОЖ не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута
пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи,
которая осуществляется по следующим направлениям:
• привитие стойких гигиенических навыков;
• обучение уходу за своим телом;
• формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных
ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных
ситуациях;
• формирование привычки и стойкого желания ежедневных физических упражнений;
• развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов,
представлений о том, что полезно и что вредно организму;
• выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить
свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на
них реагировать.
Факторы воздействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ:
• Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
• Рациональное питание
• Полноценный сон
• Соблюдение оптимального температурного воздушного режима
• Психологически комфортная обстановка пребывания ребенка в ДОУ
• Социально-бытовые условия пребывания ребёнка в семье, её традиции Работа с
детьми по формированию привычки к ЗОЖ:
• Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, личностноориентированного общения взрослого и ребёнка.
• Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия
блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила
поведения за столом).
• Обучение приёмам дыхательной и пальчиковой гимнастики, самомассажу, занятиям
на тренажёрах, способам страховки на спортивном оборудовании, закаливанию,
правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной
жизни.
• Проведение тематических занятий на группах.
• Проведение физкультурной занятий 3 раза в неделю.
• Проведение недель здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в
каникулярные дни.
3.5. Консультационно-информационная работа
Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по
укреплению и сохранению физического и психологического здоровья детей.
Цель: создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и
укрепление физического и психического здоровья каждого ребёнка.
Задачи:
• Использовать в работе новые технологии по развитию психического и
физического здоровья воспитанников;
• Внедрять современные методы определение своего самочувствия и
самочувствия своего ребенка;
• Пропагандировать здорового образа жизни;
• Организовать сбалансированное питания (двадцатидневное меню);
• Обучать дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед,
валеологических занятий;
• Максимальное обеспечивать двигательную активность ребенка в детском саду,
использование физкультминуток, релаксации, элементов психогимнастики,
пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений.
• Проводить просветительскую работу с родителями по направлениям
программы «ЗДОРОВЬЕ».
Формы проведения консультационно-информационной работы:
• Анкетирование;
• Индивидуальные беседы;
• Консультации по запросу;
• Педсоветы, педагогические гостиные, семинары – практикумы;
• Праздники и досуги;
• Тренинги для педагогов по сохранению собственного психологического
здоровья
Организация мероприятий с педагогическим коллективом по созданию
условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
1. Обеспечение гибкого режима дня в детском саду
2. Проведение профилактических медицинских мероприятий
• профилактическая работа с родителями и педагогами по снижению
заболеваемости;
• вакцинация в соответствии с национальным календарем прививок;
• контроль за санитарным состоянием учреждения;
• контроль за питанием;
• проведение с детьми занятий по теме «Я и моё здоровье».
3. Организация и проведение мероприятий по созданию комфортных условий и
психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:
• создание соответствующей развивающей среды в группах;
• создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в
группе и на прогулке;
• физкультурные и музыкальные праздники и развлечения.
• создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном
учреждении в целом;
• рациональное использование музыкальной терапии, сказкотерапии,
смехотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов
психокоррекции;
• использование на физкультурных занятиях и в других благоприятных
режимных моментах эмоциональной разгрузки;
• оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослыйвзрослый) и общения с детьми (взрослый-ребёнок);
• применение психолого-педагогических приёмов, направленных на
предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей (индивидуальные
беседы и педагога-психолога с ребёнком и родителями, воспитателями и
специалистами детского сада, проведение подвижных, сюжетно-ролевых и
режиссерских игр и др.)
•
предоставление
дополнительных
услуг
(работа
физкультурнооздоровительного кружка «Логоритмика» и др.).
4. Обеспечение безопасного пребывания ребенка в ДОУ:
• проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения
инструкции по охране жизни и здоровья детей;
• проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации дома
и в детском саду, как поступить.»
№
Мероприятия
Тема
Ответственные Время
п/п
проведения
Педсоветы
1.Формирование
Заместитель
2022 г.
1.
здоровьесберегающей
заведующего,
компетентности
педагогов педагоги
как один из подходов
укрепления
психологического здоровья
дошкольников.
2.Здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ.
3.Комплексный подход к
сохранению и укреплению
психологического
и
физического здоровья детей
дошкольного возраста.
2023 г.
2024 г.
2.
3.
4.
5.
6.
Совещание
заведующем
при 1.Выполнение санитарно –
гигиенического режима.
2.Охрана
здоровья
воспитанников.
3.Анализ
питания,
заболеваемости.
4.Санитарно–
эпидемиологическая работа в
ДОУ.
Педагогические
1.Анализ адаптации вновь
часы
поступающих
детей.
2.Оздоровительная работа в
ДОУ.
3.Закаливающие процедуры.
4.Внедрение
здоровьесберегающих
технологий в педагогический
процесс ДОУ.
Семинары
– 1. Взаимодействие педагогов
практикумы,
ДОУ с целью оптимизации
деловые
игры, физического
и
круглые
столы, психологического развития
консультации и пр. дошкольников.
2. Психологическое здоровье
+физическое здоровье =
здоровый ребёнок.
3. Комплексный подход к
сохранению и укреплению
психологического
и
физического здоровья детей
дошкольного возраста.
4. Формирование здорового
образа жизни у ребенка
условиях ДОУ и семьи.
5. Утренняя гимнастика одно
из
важных
средств
оздоровления и воспитания
дошкольника.
6.Использование
нетрадиционных форм в
организации физкультурнооздоровительной работы в
ДОУ.
7. Двигательная активность,
как необходимое условие
сохранения
здоровья
и
успешного
развития
дошкольника.
8. Развитие двигательных
качеств
посредством
подвижных игр.
Консультации,
1.Правила
безопасного
буклеты, памятки
поведения на участках зимой
2.Адаптация в жизни ребёнка.
3. Рефлексия и расслабление
в работе с детьми.
Повышение
профессиональ
Курсы
квалификации
Медсестра
Заведующий ДОУ
Ежегодно
1 раз в месяц
Постоянно
1 раз в месяц
Медсестра
1 раз в год
Инструктор
по
физической
2 раза в год
культуре
Зам.заведующего
1 раз в год
1 раз в год
Зам.заведующего
Инструктор
по
физической
культуре
Зам. заведующего
Инструктор
по
физической
культуре
Воспитатели групп
раннего возраста
повышения Медсестра
Педагоги
2022 год
Согласно
годовым планам
работы МБДОУ.
2023 год
2023 год
2023 год
2023 год
2024 год
2024 год.
2024 год.
Согласно
годовым планам
работы МБДОУ.
1 раз в 3 года
7.
ного
мастерства
ДОУ
Проверка знаний
Сдача санминимума
Заведующий ДОУ 1 раз в 2 года.
Медсестра
Согласно
годовым планам
работы в МБДОУ
Работа с родителями и пропаганда ЗОЖ в семье.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически
здорового ребёнка является работа с родителями. Беседы на родительских собраниях
привели нас к выводу, что даже у образованных родителей уровень знаний и умений в
области воспитания привычки к ЗОЖ невысок, а интерес к данной проблеме возникает
лишь тогда, когда ребёнку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье»,
рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления
детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях,
совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического,
психического и социального.
Задачи работы с родителями:
повышение педагогической культуры родителей;
валеологическое просвещение родителей в создании благоприятной
психологической среды в семье;
изучение и распространение положительного семейного воспитания;
включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
Формы работы:
• проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций;
• анкетирование;
• выпуск информационных листов;
• педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам;
• дни открытых дверей;
• экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей, в период адаптации;
• показ занятий для родителей;
• совместные занятия для детей и родителей;
• круглые столы с привлечением специалистов детского сада;
• организация совместных дел (постройка горки, расчистка участка от снега и др.).
Методы, используемые педагогами в работе с родителями:
анкетирование родителей;
беседы с родителями;
тематические беседы с ребёнком;
наблюдения за ребёнком;
изучение продуктивной деятельности детей и обсуждение результата
С целью улучшения профилактической работы с родителями по вопросам
закаливания и оздоровления ребёнка старшая медсестра проводит с родителями
индивидуальные консультации и беседы по темам:
• причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний;
• профилактика ОРВИ в домашних условиях;
• закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении;
• значение режимных моментов для здоровья ребенка;
• о питании дошкольников;
• профилактика паразитарных и острых кишечных заболеваний у детей;
• вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и
их влияние на здоровье ребенка;
• воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников и др.
План работы с родителями:
1. Продолжить проведение совместных мероприятий: «дней здоровья», физкультурных
праздников и досугов.
2. Проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций.
Мероприятия
Ответственные, формы
Срок проведения
проведения
мероприятий
мероприятий
• «Профилактика плоскостопия
и осанки у детей дошкольного
возраста»
• «Что такое здоровый образ
жизни»
• «Речь на кончиках пальцев»
• «Адаптация – это серьезно»
• «Что нужно сделать, чтобы
снять усталость и укрепить
мышцы спины»
• «Страховка ребёнка на
спортивных
снарядах
и
тренажёрах»
• «Как воспитать здорового
малыша»
•
«Закаливание
детского
организма»
• «Самомассаж и точечный
массаж»
• «Игровой массаж, как
средство подготовки руки к
письму»
«День здоровья»
«День матери»,
Зам.заведующего
В течение года по плану или по
Специалисты ДОУ: инструктор запросу родителей
по
физической
культуре,
медсестра,
учитель-логопед,
педагог-психолог,
Инструктор
культуре
по
физической Согласно
годовому
плану
образовательной работы 1 раз в
квартал.
руководитель, Ежегодно, ноябрь
Музыкальный
концерт
«Воспитание театром»
Руководитель
музыкального Ежегодно, январь
театра
«Карамелька»
музыкальный
руководитель,
выступление со спектаклями в
ДДТ, в детском саду
Спортивные
праздники, Инструктор по физической Ежегодно, февраль, апрель
посвященные 23 февраля, Дню культуре
космонавтики
День физкультурника
Инструктор по физической Ежегодно, август
культуре
Зарница «Дорогой Победы»
Инструктор по физической Ежегодно, май
культуре
Музыкальный руководитель
День защиты детей
Инструктор по физической Ежегодно, 1 июня.
культуре
Музыкальный руководитель
№
План мероприятий по профилактике школьной дезадаптации.
Содержание
Ответственный
Срок исполнения
1.
Медицинский осмотр детей за год до
поступления их в школу
2.
Проведение диагностики достижения
планируемых результатов на этапе
завершения дошкольного образования
выпускников ДОУ
Коррекционная работа с детьми с общим
недоразвитием речи
Диагностика физической
подготовленности
Ознакомление родителей с результатами
проведения ППк по освоению основной
и адаптированной образовательных
программ для детей с ОВЗ ДОУ
Анкетирование родителей «Особенности
развития личности вашего ребенка»
3.
4.
5.
6.
7.
Консультация для родителей «Кризис 7
лет»
Врачи детской
поликлиники
Медсестра
Специалисты ДОУ
Сентябрь, май
Учитель-логопед
В течение года
Инструктор по
физической культуре
Воспитатели
Специалисты
Сентябрь, май
Воспитатели
По плану воспитателя
подготовительной
группы
По плану
Воспитатель
подготовительной
группы
По графику
поликлиники
Сентябрь, май
4. Материально-техническое, программно-методическое и медицинское
обеспечение программы
Помещения для физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей
работы с детьми:
• Спортивный зал
• Спортивная площадка на территории детского сада
• Спортивные уголки в каждой группе
Медицинский блок:
• Медицинский кабинет
• Процедурный кабинет
4.1. Организация предметно – развивающей среды ДОУ/
№ Помещения
Условия
1.
Совмещенный
Спортивный/музыкальный
зал
Спортивное оборудование и
инвентарь для проведения
занятий с детьми, шведские
стенки.
Пианино, музыкальный центр,
проектор
2.
Спортивная площадка ДОУ
Оборудование: трех уровневое
бревно, лабиринт.
3.
Кабинет учителя - логопеда
4.
Методический кабинет
Методические пособия,
наглядно-дидактический
материал, зеркало, стол для
проведения занятий
Методические пособия,
наглядно-дидактический
материал, компьютерное
оборудование.
5.
Медицинский кабинет
(кабинет медицинский,
процедурный)
Документация, лекарственные
препараты, оборудование
6.
Пищеблок
7.
Прачечная
Оборудование, посуда,
продукты
Оборудование, белье
Мероприятия
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия
- Физкультурные
развлечения, соревнования и
праздники
- Индивидуальная работа по
освоению физических
навыков и умений
Музыкальные занятия Индивидуальная и
подгрупповая работа с
детьми –
репетиции музыкальных
спектаклей, музыкальные
инструменты, игровые
пособия. - Развлечения,
праздники, утренники
- Утренняя гимнастика на
воздухе
- Физкультурные занятия на
воздухе
- Спортивные праздники и
соревнования на воздухе
Подгрупповые,
индивидуальные занятия Консультирование
родителей, педагогов
Консультации и
мероприятия для педагогов Консультации для родителей
- Проведение ППк ДОУ Планирование и ведение
документации ДОУ
- Осмотр детей Антропометрия Вакцинация детей Оказание медицинской
помощи
- Приготовление пищи,
подготовка и раздача пищи
- Стирка, сушка и глажение
белья
Перечень спортивного оборудования физкультурного зала.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Наименование спортивного оборудования
Шведская стенка.
Доска ребристая
Доска h=20 см
Бревно переносное
Канат
Скамейка гимнастическая
Кольцебросы
Мешочки с песком
Разметочные конусы с отверстиями
Мяч малый массажный твёрдый
Фитбол с рожками
Мячи резиновые d – 15 см
Мячи волейбольные d=20 см
Набор (клюшка и шайба
Кегли
Мяч набивной
Цветные ленты на кольцах
Обруч (d – 60)
Обруч (d – 40)
Щит для бросков в цель
Мат большой желто-зеленый
Мат – дорожка со следами
Массажные коврики
Гимнастические палки
Тоннель
Мягкие модули
Маски-шапочки животных
Дуги пластмассовые на основании
Эстафетная палочка
Насос
Мячи футбольные
Бубен
Корзина для мячей пластмассовая
Мешки для прыжков
Тренажер функциональный
Кубики разметочные
Скакалки пластмассовые
Скакалки гимнастические
Количество
3 пролета
1 штука
2 штуки
1 штука
3 штуки
4 штуки
4 штуки
10 штук
8 штук
25 штук
9 штук
20 штук
9 штук
5 штук
12 штук
7 штук
15 штук
20 штук
10 штук
2 штуки
1 штука
2 штуки
5 штук
22 штуки
2 штуки
6 штук
5 штук
6 штук
2 штуки
1 штука
2 штуки
2 штуки
6 штук
4 штуки
1 штука
20 штук
10 штук
7 штук
4.2. Нормативно-правовое обеспечение программы по организации оздоровительной
деятельности
Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется
нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального,
муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними
локальными актами, регулирующими деятельность учреждения:
1. Конституция Российской Федерации, ст.43,72.
2. Семейный кодекс Российской Федерации.
3. Конвенция о правах ребёнка. ст.46
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
6. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность
образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от
04.04.2003г.
7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения» от 27.10.2020г.
8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28.09.2020г.
9. Устав и другие локальные акты ДОУ.
4.3. Методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации
по организации оздоровительной деятельности)
1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского
сада № 61
2. Адаптированная образовательная программа МБДОУ детского сада № 61 для детей
с тяжелым нарушением речи детей старшего дошкольного возраста.
Парциальные программы
• Программно-методический комплекс дошкольного образования «Мозаичный парк»;
• «Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста и младшего
школьного возраста» / под ред. А.И.Бурениной
• «Танцевальная ритмика» Т.И.Суворовой
• «Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи» / под ред. Г.В.Чиркиной
4.4. Кадровое обеспечение программы
Повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
№
ФИО
Должность
Курсы повышения
п/п
квалификации
2019-2020
Воспитатель
«Повышение педагогической
1. Ларина О.А
2. Бодина Е.С
Воспитатель
3. Камбулова Ю.П.
Заместитель
заведующего
культуры педагогов и её влияние на
здоровьесбережение, развитие
личности ребёнка раннего и
дошкольного возраста» (в рамках
ФГОС)
«Повышение педагогической
культуры педагогов и её влияние на
здоровьесбережение, развитие
личности ребёнка раннего и
дошкольного возраста» (в рамках
ФГОС)
«Повышение педагогической
культуры педагогов и её влияние на
4. Орлова Ю.А.
Инструктор по
физической культуре
здоровьесбережение, развитие
личности ребёнка раннего и
дошкольного возраста» (в рамках
ФГОС)
«Организация работы инструктора по
физической культуре ДОО в
условиях реализации ФГОС»
2020-2021
1.
Карпеева И.В.
воспитатель
2.
Ларина О.А.
воспитатель
3.
Орлова Ю.А.
4.
Решетникова Ю.С.
Инструктор по
физической культуре
Учитель-логопед
5.
Солонинина Л.В.
Воспитатель
6.
Истошина Н.В.
Воспитатель
1.
Гарипова И.Н.
воспитатель
2.
Ларина О.А.
Воспитатель
3.
Мягкова М.О.
Воспитатель
4.
Солонинина Л.В.
Воспитатель
5.
Истошина Н.В.
Воспитатель
6.
Решетникова Ю.С.
Учитель-логопед
7.
Орлова Ю.А.
Инструктор по
физической культуре
8
Горбунова Н.В.
Музыкальный
руководитель
«Инклюзивное образование детей с
ОВЗ в ДОУ»
«Инклюзивное образование детей с
ОВЗ в ДОУ»
«Интерактивные технологии
обучения дошкольников»
«Логопедическая работа с детьми
дошкольного возраста в условиях
реализации ФГОС ДО»
«Инклюзивное образование детей с
ОВЗ в ДОУ»
«Инклюзивное образование детей с
ОВЗ в ДОУ»
2021-2022
«Целевые ориентиры ДО; физическое
развитие в условиях реализации
ФГОС ДО».
«Формирование комфортной и
безопасной среды в соответствии с
ФГОС. Оказание первой помощи»
«Формирование комфортной и
безопасной среды в соответствии с
ФГОС. Оказание первой помощи»
«Формирование комфортной и
безопасной среды в соответствии с
ФГОС. Оказание первой помощи»
«Формирование комфортной и
безопасной среды в соответствии с
ФГОС. Оказание первой помощи»
«Формирование комфортной и
безопасной среды в соответствии с
ФГОС. Оказание первой помощи»
«Формирование комфортной и
безопасной среды в соответствии с
ФГОС. Оказание первой помощи»
Формирование комфортной и
безопасной среды в соответствии с
ФГОС. Оказание первой помощи»
Вопросы повышения педагогической культуры родителей необходимо
рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей и
специалистов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет
отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Педагоги детского сада
постоянно повышают свою квалификацию через прохождение курсов повышения
квалификации, тематических и целевых курсов при «Институте развития образования»
Свердловской области, ФГБ ЩУ ВО «УрГПУ», В период с 2019-2022 годы все
педагоги нашего образовательного учреждения прошли обучение по таким
направлениям, как «Организация и контроль качества питания детей в ДОО», «
«Оказание первой помощи в образовательной организации», «Современные подходы к
организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях
реализации ФГОС ДО», «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОО», «Повышение
педагогической культуры педагогов и её влияние на здоровьесбережение, воспитание
и развитие ребёнка дошкольного возраста в рамках ФГОС» и др
4.5. Контроль и руководство физкультурно-оздоровительной деятельностью
Циклограмма контроля за осуществлением физкультурно-оздоровительной работы.
№
Вид контроля
Формы и
методы
контроля
Сроки
Ответственные
1. Выполнение
Оперативный
Постоянно
Заведующий ДОУ
2.
Мониторинг
Постоянно
Медсестра
3.
Тематика контроля,
инструкции по
охране жизни и здоровья детей
Результаты
медицинского
осмотра детей
Проведение оздоровительных
мероприятий в режиме дня
4. Организация питания
5. Применение
6.
здоровьесберегающих
технологий в режиме дня.
Выполнение санэпидрежима
7. Проведение
закаливания,
разумное
сочетание
его
различных видов
8. Выполнения натуральных норм
питания
9. Уровень
педагогического
мастерства
и
состояние
педагогического процесса по
разделу «Физическое развитие»
10. Уровень физического развития и
здоровья детей
11. Организация
работы
с
родителями по оздоровлению
детей в семье
Оперативный,
Постоянно
плановый,
персональное
наблюдение
Персональное
Постоянно
посещение групп,
пищеблока,
изучение
документации
Оперативный,
Постоянно
плановый
Заместитель
заведующего
Заведующий ДОУ
Медсестра
Заместитель
заведующего
Медсестра
Оперативный
Постоянно
Заведующий ДОУ
Медсестра
Оперативный
По циклограмме Медсестра
оздоровительных
мероприятий
ДОУ
Индивидуальные Каждые 10 дней
Заведующий ДОУ
беседы, изучение
Медсестра
меню,
анализ
калорийности
Анкетирование,
1 раз в год
Заведующий ДОУ
просмотр
Зам.заведующего
занятий,
диагностирование
Посещение
В соответствии с Зам.заведующего
занятий, беседы, годовым планом
диагностика
ДОУ
Анкетирование,
В соответствии с Заведующий ДОУ
посещение
годовым планом Старший
мероприятий
ДОУ
воспитатель