Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 61 620142,г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д.129А, тел.(343)210-55-33, адрес эл.
почты
mbdou61 len@mail.ru
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол № 1
от «30» августа 2024 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА Речевичок.
Для детей 5 – 7 ЛЕТ.
Социально-коммуникативная направленность программы
Срок реализации 2 года
Составитель:
Педагог дополнительного
Образования Васина А.А.
г. Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность общеразвивающей программы;
1.2. Актуальность программы;
1.3. Отличительная особенность программы;
1.4. Характеристика воспитанников,
на которых
рассчитана программа;
1.5. Режим занятий, объем, срок освоения программы;
1.6. Уровень, формы обучения, виды занятий, формы
подведения результатов.
2. Цель и задачи общеобразовательной программы
3. Содержательный раздел
2.1. Учебный (тематический) план музыкального
театра.
2.2. Содержание учебного (тематического) плана.
4.Планируемые результаты
5. Комплекс организационно-педагогических условий.
5.1. Условия реализации программы;
5.2. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
6.Заключение
7. Список литературы
2
1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы - социально –
педагогическая.
Актуальность.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом дошкольного образования данная
образовательная программа направлена на развитие детей
дошкольного возраста в образовательной области «Речевое
развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и
профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем,
учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы
детей и членов их семей.
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного
возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят
научить читать своих подрастающих детей; при приеме в
гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного
языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Отличительная особенность.
В соответствии с данной программой стоит начинать обучение
дошкольников грамоте в пять-шесть лет. Продолжительность
каждого занятия 20—30 минут. В основе данной программы лежит
звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на
овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы
научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь
рождается из слова. Дошкольник усваивает звукослоговое
строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод
предполагает разделение связной речи на предложения,
предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и,
наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в
предложения.
В Обучение грамоте в соответствии с программой
осуществляется с учетом следующих условий:
• ребенок должен изъявить желание научиться читать, быть
психологически готовым к обучению грамоте, у него должны быть
достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление,
память, устная речь, пальцевая моторика;
• обучение следует проводить с использованием игровых
методик, ориентируясь на игру как на основную форму
деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее
доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре
3
наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности,
только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения
чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;
• учитывая особенности мышления и восприятия дошкольника,
следует включать в занятия задания по конструированию букв их
палочек, природного материала (камешков, желудей, каштанов),
по лепке букв из теста и пластилина;
• обучение
должно
проходить
на
положительном
эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия,
выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если
ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий;
• процесс обучения грамоте должен строиться только на
материале правильно произносимых ребенком звуков.
Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена
для занятий с детьми 5 -7 лет. Характеристика речевого развития
детей.
Старший дошкольный возраст, старшая группа (от 5 до 6 лет)
Словарь
В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до
трех тысяч слов, представлены все части речи. Отмечаются случаи
употребления при-частий и деепричастий. При этом часто
допускаются ошибки. (ОДИН ЗАЯЦ НАРИСОВАН СИДЯ, А
ДРУГОЙ БЕЖА. ЭТА ЕЛКА ЕЩЕ НЕ ЗАЖГИНА, НЕ ЗАЖГЁНА.
Я УВИДЕЛ МНОГО ДВИГУЩИХСЯ МАШИН.)
Грамматический строй речи
В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает
уверенное употребление в самостоятельных высказываниях
практически всех грамматических категорий, хотя отдельные
грамматические ошибки все еще встречаются (МЫ СОБРАЛИ
МНОГО СЕМЕНОВ. ЭТО МЕСТО ДЛЯ РАЗВОДЕНИЯ ОГНЯ.
ВЬЮГА СТАЛА ЕЩЕ БУЙНЕЙ. У СОСНЫ С КАЖДОЙ
СТОРОНЫ ПО ТРИ СУЧКУ.).
Допускаются ошибки в словообразовании глаголов (Я КАК
МЕТАНУ МЯЧ. ЛЯГУШКИ С КОЧКИ НА КОЧКУ
ПЕРЕСКАЧИВАЮТ. ПАПА ПРИКНОПИЛ ЭТУ БУМАЖКУ К
СТЕНКЕ.).
В речи все больше сложноподчиненных предложений (Я
ХОЧУ, ЧТОБЫ
У МЕНЯ БЫЛ КОТЕНОК. КТО ЛУЧШЕ ВСЕХ РИСУЕТ, ТОТ
ВЫРАСТЕТ
ХУДОЖНИКОМ.
ЗНАЕШЬ,
ОТЧЕГО
В
ВОДОПРОВОДЕ ВОДА ХОЛОДНАЯ?)
4
Фразовая речь, связная речь
Ребенок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и
монологи-ческой формами речи. У него сформированы навыки
близкого к тексту и крат-кого пересказа, он может составить
рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по
предложенному или составленному вместе со взрослым плану,
зна-ет и с удовольствием выразительно рассказывает стихи.
Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.
Фонетико-фонематическая сторона речи
это время наблюдается активное становление фонетической
стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило
произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке,
уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук
[Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J],
либо опускаются, что считается физиологической нор-мой.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку
контролировать собственное произношение и даже слышать
ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный
и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в
трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук
Старший дошкольный возраст, подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Словарь
В активном словаре ребенка седьмого года жизни более
четырех тысяч слов, представлены все части речи, включая
причастия и деепричастия. При употреблении причастий и
деепричастий по-прежнему возможны ошибки (Я РВАЛ
НЕДОРАСПУЩЕННЫЕ ЦВЕТЫ. ЯЙЦО БЫЛО ЗОЛОТОЙ
КРАСКОЙ ВЫКРАСЕНО. Я УВИДЕЛ ЭТО ВО СНЕ, СПЯ.).
Грамматический строй речи
На уровне устной речи ребенок овладел грамматическим
строем родного языка и практически не допускает грамматических
ошибок. Отмечены от-дельные ошибки при употреблении
несклоняемых существительных (ТАМ ЛЕТАЛО МНОГО
КОЛИБРЕЙ.), встречаются ошибки в окончании существительных
среднего рода (Я ТАМ ВИДЕЛ ТАКОГО ЧУДОВИЩА.). Все еще
встречаются случаи, когда беглый гласный сохраняется в форме
родительного падежа (ДАЙ МНЕ ЛЁДУ. У ДЯТЕЛА СИЛЬНЫЙ
КЛЮВ.).
Фразовая речь, связная речь
5
Ребенок овладел развернутой фразовой речью. Он владеет
пересказом,
в том числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно
составление рас-сказа по серии картинок, по сюжетной картине, из
личного опыта, творческий рассказ. Он сам может составить план
рассказа или пересказа текста. Он может выразительно рассказать
несколько стихотворений.
Фонетико-фонематическая сторона речи
К шести годам процесс фонемообразования заканчивается.
Ребенок правильно произносит и дифференцирует в речевом
потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения,
имеет представление о правильном произношении, деятельно
борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи
окружающих (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает звуконаполняемость
и слоговую структуру слов, может определить место любого звука
в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на
заданный звук.
Режим занятий. Занятия проходят два раза в неделю по
индивидуальному расписанию, продолжительность одного занятия
– 30 минут.
Объем программы. На весь период обучение запланировано 140
занятий, один год обучения – 70 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы, 70 недель, 18
месяцев, 2 года.
Уровневость. «Стартовый уровень».
Форма обучения. Индивидуальная, подгрупповая
Виды занятий педагогическое индивидуальное занятие.
Форма подведения результатов.
1) Педагогическая диагностика речевого развития
воспитанников, проводимая на практическом занятии;
2) Рабочие тетради воспитанников;
3) Отчет в родительском чате об успехах в речевом развитии
воспитанников.
1.2. Цели и задачи программы.
Целью данной Программы является обучение грамоте детей
дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Задачи:
Обучающие задачи:
1) Обогащать словарный запас детей, формировать звуковую
культуру речи.
6
2) способствовать овладению детьми самостоятельной,
связной, грамматически правильной речью;
3) учить владеть коммуникативными навыками,
4) обучать
элементам
грамоты,
что
формирует
психологическую готовность к обучению в школе и
обеспечивает преемственность со следующей ступенью
системы общего образования.
Развивающие задачи:
2) развивать фонематическое восприятия ребенка.
3) развивать зрительно-пространственные функции с целью
профилактики нарушений чтения и письма.
4) развивать мелкую и общую моторику, подготовка руки к
овладению письмом.
5) развивать артикуляционную моторику ребенка.
6) развивать устную речь воспитанников.
Воспитательные задачи
1) воспитывать у детей любовь к чтению и книге.
2) воспитывать у дошкольников эмоционально положительного
отношения к школе; адекватного отношения к своим
способностям, результатам работы, поведению, самосознания.
Программа построена на принципе гуманно-личностного
отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее
обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры
личности, дает возможность сформировать у детей все
психические процессы.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие
принципы:
• принцип
индивидуализации,
учета
возможностей,
особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным
участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала.
Выполнение задач, поставленных Программой, обеспечивается
благодаря
интеграции
усилий
педагогов
и
семей
воспитанников.
7
Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее
время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка
формируется прежде всего в семье и семейных отношениях.
Педагоги работают над созданием единого сообщества,
объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся
тематические родительские собрания и круглые столы, семинары,
мастер классы, организуются диспуты, создаются библиотеки
специальной литературы каждой группе ДОУ. В обучении грамоте
детей дошкольного возраста участие родителей особенно важно.
Именно родители развивают культуру семейного чтения,
прививают ребенку любовь к книге, личным примером
показывают значение книги и чтения в жизни людей. Задача
педагогов подсказать родителям, какую именно литературу нужно
подобрать для их ребенка, научить родителей беседовать с детьми
по прочитанным произведением, разыгрывать сценки из сказок,
устраивать домашние спектакли. Все это поможет пробудить в
ребенке желание научиться читать.
Перед началом занятий по обучению грамоте педагог (учительлогопед, воспитатель) обязательно проводит консультацию для
родителей, рассказывает им о задачах и содержании работы по
обучению дошкольников грамоте, показывает методы и приемы
работы с детьми. Необходимо напомнить родителям правильные
названия букв русского алфавита, объяснить, почему при обучении
грамоте детей дошкольного возраста буквы следует называть как
звуки: не [эр], а [р], не [ша], а [ш], не [вэ], а [в]. Особенно в
добукварный период консультации для родителей стоит проводить
еженедельно, так как любая ошибка, допущенная взрослыми,
может привести к самым плачевным последствиям. Необходимо
приглашать родителей на открытые занятия, привлекать их
участию
в
интегрированных
занятиях,
обеспечивать
методическими рекомендациями для домашних занятий с детьми.
Только совместными усилиями можно достигнуть поставленных
целей, научить детей читать и подготовить их успешному
обучению в школе.
2. Содержание общеразвивающей программы.
2.1. Учебный (тематический план).
8
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
1 год
обучения
2 год
обучения
теория практика теория
Формы
аттестации/
всего
контроля
✓ Педагоги-
практика
1.
Добукварный период
5
10
-
-
2.
Развитие фонематических
процессов,
навыков
звукового и слогового
анализа и синтеза
5
10
10
20
3.
Обучение грамоте
2
3
20
30
4.
Словотворчество
2
3
10
10
ческая
диагностика
✓ Рабочие
тетради
45 ✓ Педагогическая
диагностика
✓ Рабочие
тетради
55 ✓ Педагогическая
диагностика
✓ Рабочие
тетради
25 ✓ Альбом
«Словоплет»
с
результатами
речевого и
словесного
творчества
15
воспитанников
✓ Выставки
творческих
работ,
иллюстрирующих сказки и
новые слова
детей.
7.
Итого
14
26
40
60
140
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1) Добукварный период
Теория. Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук
и умения оперировать этими понятиями. Формирование понятий
слог, слово, предложение.
Практика. Развитие зрительного и слухового внимания и
восприятия, мышления, памяти. Формирование навыков
ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в
пространстве. Развитие навыков общения и связной речи.
9
Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.
Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.
2)Развитие фонематических процессов, навыков звукового и
слогового анализа и синтеза.
Теория. Различение гласных и согласных звуков, выделение
гласных звуков из ряда звуков, первоначальные навыки анализа и
синтеза. Обучение выполнению анализа и синтеза слияний
гласных звуков. Закрепление понятий звук, гласный звук,
согласный звук и умения оперировать этими понятиями. Развитие
внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях на
различение длинных и коротких слов; на простукивание,
прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
Формирование умения делить на слоги двусложные слова,
состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка), и составлять
слова из двух данных открытых слогов.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их
отличительных признаках. Упражнения в различении на слух
гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и
согласные звуки. навыка различения согласных звуков по
признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий. Закрепление
понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование
понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий
согласный звук, твердый согласный звук. Формирование навыков
слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов,
одного слога, трех слогов. Закрепление понятия слог и умения
оперировать им.
Практика. Формирование умения различать гласные звуки по
принципу контраста: [у]—[а], [и]—[у], [э]—[о], [и]—[о], [э]—[у];
гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].
Формирование умения дифференцировать согласные раннего
онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н],
[м]—[т], [п]—[г] ит.п.
Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот
— кит, бочка — точка, миска — киска).
Формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а],
[у], [о], [и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными.
Обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда
звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференциации звуков,
отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—
[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.
Формирование умения производить анализ и синтез сначала обратных, а
потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, уха, кот).
Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
10
Формирование умения различать на слух согласные звуки,
близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в
предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков,
гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и
закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание
слова не расходится с его произношением).
Ознакомление с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р],
[р’]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать
слова с этими звуками.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов
из трех-пяти звуков.
Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов,
состоящих из одного, двух, трех слогов.
3) Обучение грамоте
Теория. Формирование понятия буква и представления о том, чем звук
отличается от буквы.
Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т,
П, Н, М, К. Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук
отличается от буквы.
Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.
Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики,
навыков печатания, лепки букв из пластилина.
Закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно
и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные
буквы. Совершенствование навыка осознанного чтения слов,
предложений, небольших текстов.
Практика. Формирование навыков конструирования букв из палочек,
выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина,
«рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение
узнаванию
«зашумленных»,
изображенных
с
недостающими
элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду
правильно и зеркально изображенных букв.
Формирование навыков составления и чтения слияний гласных,
закрытых
открытых слогов и слов с пройденными буквами,
осознанного чтения коротких слов. Совершенствование навыков
конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и
мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или
песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений
пройденных букв; изученных букв, изображенных с недостающими
элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально
11
изображенных букв. Формирование навыка разгадывания ребусов,
решения кроссвордов, чтения изографов.
4) Словотворчество
Теория. Речевое творчество включает в себя пересказ,
сочинительство, речевую импровизацию
Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и
воспроизведению основной идеи литературного произведения.
Сочинительство - самостоятельная речевая деятельность
ребенка по созданию целостного литературного текста
соответствующее особенностям жанра.
Речевая импровизация - высказывания, самостоятельно
построенные ребенком в новой ситуации с активным
использованием активных речевых умений. Вот основные
показатели высокого уровня развития речевого творчества у
детей:
Практика. знакомство детей с произведениями искусства
(как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче
представить и почувствовать образный язык загадок ,сказок
,рассказов и т.д.
использование словесных игр-упражнений, которые будут
расширять знания детей о художественном слове, его
эмоциональной окраске в различных контекстах.
привлечение детей к творческим заданиям - придумыванию
сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.
4. Планируемые результаты.
Предметные результаты.
1. Ребенок знает буквы русского алфавита, пишет буквы
русского алфавита в клетке, понимает и использует в речи понятия
«звук», «слог», «буква»; определяет место звука в слове, различает
гласные, согласные, твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие
согласные звуки, пользуются графическим изображением звуков,
пишут слова и предложения условными обозначениями,
определяют ударный слог, проводят звуковой анализ слова.
2. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он
подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
3. Сформированы начальные навыки чтения.
Метапредметные результаты.
1. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей
12
2. Умение следовать точной инструкции учителя и
условным обозначениям учебника и тетради;
3. Умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса
и результата учебной деятельности;
4. Проявление волевой саморегуляции как способности
волевому усилию.
Личностные результаты.
1. У ребенка сформированы такие качества как
организованность, самодисциплина, усидчивость, терпеливость,
умение общаться.
2. Появляется интерес к учебной деятельности и желание
учиться.
3. Сформирован интерес к книге, любовь к чтению.
13
2.3. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
14
Тема
Содержание работы
I период
Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формирование умения уз
навать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [а]
в словах. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А. Формирование умения узнавать букву А в словах
Звук [у]
Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узи буква У
навать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у]
в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. Формирование умения узнавать букву У в словах. Составление
и чтение слияний АУ, УА
Повторение Формирование умения различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияи закреплений гласных, в начале слов. Закрепление знания букв А, У. Печатание пройден- ние и чтение слияний АУ, УА. Закрепления навыка узнавания букв
ного
А, У в словах
Звук [о]
Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Формирование умения узи буква О
навать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [о]
в словах. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ
Звук [и]
Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Формирование умения узи буква И
навать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и]
из слова. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ
Звук [т]
Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование навыка выи буква Т
деления конечного и начального звука [т] из слов. Формирование
умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [т]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [т]. Формирование умения делить двусложные слов (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы т. Чтение
Звук [а]
и буква А
Планируемые результаты
Уметь выделять звук [а] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Аа.
Уметь находить букву А в словах
Уметь выделять звук [у] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Уу.
Уметь находить букву У в словах. Уметь составлять и читать слияния АУ, УА
Уметь различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся со звуков [а], [у].
Уметь печатать и читать слияния АУ, УА
Уметь выделять звук [о] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Оо.
Уметь находить букву О в словах. Уметь составлять и читать слияния аО, Оа, уО, Оу
Уметь выделять звук [и] из ряда гласных звуков, начальный ударный из слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного
гласного звука. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Ии.
Уметь находить букву И в словах. Уметь составлять и читать слияния ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ
Уметь узнавать звук [т] в ряду звуков. Уметь выделять звук [т]
из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [т] и начинающиеся со звука [т]. Уметь делить на слоги
двусложные слова из одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Тт. Уметь находить букву Т в словах.
Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные
Продолжение табл.
№
п/п
7
8
9
10
11
15
Тема
Содержание работы
обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение двусложных слов
с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Ознакомление с правилом
«Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»
Повторение Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух
и закреплезвуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение
ние пройден- слогов и слов из пройденных букв. Формирование умения различать
ного
правильно и неправильно написанные буквы. Закрепление знания
правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»
Звук [п]
Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование умения
и буква П
выделять конечный и начальный звук [п]. Формирование навыка
подбора слов, заканчивающихся звуком [п]. Формирование навыка
подбора слов, начинающихся со звука [п]. Деление двусложных слов
(папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение
двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в словах
Повторение Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги и слова
и закреплес ними. Формирование навыков звукового анализа и синтеза открыние пройден- тых и закрытых слогов. Совершенствование навыка конструированого
ния и трансформирования пройденных букв из различных материалов
Звук [н]
Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование умения
и буква Н
выделять конечный и начальный звук [н]. Формирование навыка
подбора слов, заканчивающихся звуком [н]. Формирование навыка
подбора слов, начинающихся со звука [н]. Деление двусложных слов
(Нина, Ната, нота) на слоги. Буква Н. Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение
двусложных слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в словах
Звук [м]
Ознакомление с артикуляцией звука [м]. Формирование умения выи буква М
делять конечный и начальный звук [м]. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [м]. Формирование умения
подбирать слова, начинающиеся со звука [м]. Формирование умения делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги.
Планируемые результаты
и двусложные слова с буквой Т. Знать правило «Имена людей
и клички животных пишутся с большой буквы»
Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь
составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь
читать слоги и слова из пройденных букв
Уметь узнавать звук [п] в ряду звуков. Уметь выделять звук [п] из
конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [п] и начинающиеся со звука [п]. Уметь делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Уметь печатать заглавную
и прописную буквы Пп. Уметь находить букву П в словах. Уметь
составлять и читать обратные и прямые слоги, двусложные слова
с буквой П
Узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова с ними.
Уметь конструировать и трансформировать пройденные буквы.
Уметь выполнять звуковой анализ закрытых и открытых слогов
с пройденными буквами
Уметь узнавать звук [н] в ряду звуков. Уметь выделять звук [н]
из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [н] и начинающиеся со звука [н]. Уметь делить на слоги
двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную буквы
Нн. Уметь находить букву Н в словах. Уметь составлять и читать
обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой Н
Уметь узнавать звук [м] в ряду звуков. Уметь выделять звук [м]
из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [м] и начинающиеся со звука [м]. Уметь делить на слоги
двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную буквы
Мм. Уметь находить букву М в словах. Уметь составлять и читать
Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы
М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах. Формирование
понятия о предложении
Повторение Различение звуков [н]—[м] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов
и закреплена заданный звук. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слогоние пройден- вой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов
ного
из пройденных букв. Закрепление знания правила «Имена людей
и клички животных пишутся с большой буквы»
Звук [к]
Ознакомление с артикуляцией звука [к]. Выделение конечного
и буква К
и начального звука [к]. Подбор слов, заканчивающихся звуком [к].
Подбор слов, начинающихся со звука [к]. Деление двусложных слов
(маки, мука, кати) на слоги. Буква К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение
односложных и двусложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в
словах
обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова, предложения с буквой М. Иметь представление о том, что речь состоит
из предложений, а предложения состоят из слов
14
Повторение
и закрепление пройденного
Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове. Совершенствование умения различать правильно и неправильно
написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов,
предложений с пройденными буквами
Уметь подбирать слова на заданный звук. Уметь определять место заданного звука в слове. Уметь узнавать все пройденные буквы
и различать правильно и неправильно написанные буквы. Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами
15
Повторение
и закрепление пройденного
Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Совершенствование умения определять место заданного звука в слове. Формирование навыков звуко-буквенного анализа (умение вставлять недостающую букву в слово). Совершенствование умения различать правильно и неправильно написанные
буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами
Уметь подбирать слова на заданный звук. Уметь определять место заданного звука в слове. Уметь узнавать все пройденные буквы
и различать правильно и неправильно написанные буквы. Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами
16
Повторение Совершенствование навыка выделения начальных и конечных звуи закреплеков из слов. Закрепление знания пройденных букв, умения читать
ние пройден- слоги, слова, предложения с пройденными буквами
ного
12
13
16
Различать звуки [н]—[м] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять
слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги
и слова из пройденных букв
Уметь узнавать звук [к] в ряду звуков. Уметь выделять звук [к] из
конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [к] и начинающиеся со звука [к]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Кк.
Уметь находить букву К в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой К
Уметь выделять начальный и конечный звуки из слов, определять
место заданного звука в словах. Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами
Продолжение табл.
№
п/п
1
2
3
4
5
17
Тема
Содержание работы
II период
Ознакомление с артикуляцией звуков [б], [б’]. Формирование понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.
Выделение начальных звуков [б] и [б’]. Подбор слов, начинающихся
со звуков [б] и [б’]. Звуковой анализ слогов со звуками [б] и [б’].
Буква Б. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов,
односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание буквы Б
в словах
Повторение Упражнения в различении звуков [б]—[п]. Узнавание буквы Б в слои закреплевах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухосние пройден- ти согласных звуков. Составление слов из данных слогов (ба-нан,
ного
бан-ка)
Звуки [д],
Ознакомление с артикуляцией звуков [д], [д’]. Закрепление понятий
[д’] и буква о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков.
Д
Выделение начальных звуков [д] и [д’]. Подбор слов, начинающихся
со звуков [д] и [д’]. Звуковой анализ слогов со звуками [д] и [д’]. Буква Д. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов
с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных
и «зашумленных» изображений пройденных букв
Повторение Упражнение в выделении начальных звуков из слов и соотнесеи закреплении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений
ние пройден- с пройденными буквами
ного
Звуки [г], [г’] Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [г’]. Закрепление понятий
и буква Г
о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков.
Выделение начальных звуков [г] и [г’]. Подбор слов, начинающихся
со звуков [г] и [г’]. Звуковой анализ слогов со звуками [г] и [г’]. Определение места звука [г] в словах. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов
с буквой Г. Узнавание буквы Г в словах. Формирование понятия
о предложении
Звуки [б],
[б’] и буква
Б
Планируемые результаты
Уметь узнавать звук [б] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие
о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.
Уметь выделять звуки [б], [б’] из начала слов. Уметь подбирать
слова, начинающиеся со звуков [б], [б’]. Уметь печатать заглавную
и прописную буквы Бб. Уметь находить букву Б в словах. Уметь
составлять и читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Б
Уметь различать звуки [б]—[п] в ряду звуков, слогов, в словах
и предложениях. Уметь узнавать букву Б в словах, читать слоги,
слова, предложения с новой буквой. Уметь составлять слова из двух
данных слогов
Уметь узнавать звук [д] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие
о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.
Уметь выделять звуки [д], [д’] из начала слов. Уметь подбирать
слова, начинающиеся со звуков [д], [д’]. Уметь печатать заглавную
и прописную буквы Дд. Уметь находить букву Д в словах. Уметь
составлять и читать слоги, односложные и двусложные слова с буквой Д. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения
и «зашумления»
Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь читать предложения с пройденными буквами
Уметь узнавать звук [г] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Уметь выделять звуки [г], [г’] из начала слов. Уметь подбирать
слова, начинающиеся со звуков [г], [г’]. Уметь печатать заглавную
и прописную буквы Гг. Уметь находить букву Г в словах. Уметь составлять и читать слоги, односложные и двусложные слова с буквой
Г. Иметь понятие о предложении
6
7
8
9
10
11
18
Повторение
и закрепление пройденного
Повторение
и закрепление пройденного
Звуки [ф],
[ф’] и буква
Ф
Упражнения в различении звуков [г]—[г’], [к]—[г]. Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в звуковом анализе
слогов со звуком [г]
Упражнения в различении звуков [к]—[г], [к’]—[г’] в словах. Упражнения в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Упражнение в подборе данных звуковых схем к словам. Упражнение
в чтении предложений с пройденными буквами
Ознакомление с артикуляцией звуков [ф], [ф’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.
Выделение звуков [ф] и [ф’] из слов. Подбор слов, начинающихся со
звуков [ф] и [ф’]. Звуковой анализ слогов со звуками [ф] и [ф’]. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении
с соответствующими буквами. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение
слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах. Закрепление понятия
о предложении
Звуки [в],
Ознакомление с артикуляцией звуков [в], [в’]. Закрепление понятий
[в’] и буква о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.
В
Выделение звуков [в] и [в’] из слов. Подбор слов, начинающихся со
звуков [в] и [в’]. Звуковой анализ слогов со звуками [в] и [в’]. Упражнение в выделении начальных звуков из слов и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква В. Конструирование и печатание
буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение слов
с буквой В. Узнавание буквы В в словах
Повторение Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов.
и закреплеУпражнение в узнавании букв в условиях наложения. Упражнение
ние пройден- в определении места звуков [в] и [в’] в словах. Упражнения в разлиного
чении звуков [в] и [ф]. Формирование навыка решения кроссворда
Звуки [х],
Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [х’]. Закрепление понятий
[х’] и буква о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков.
Х
Выделение звуков [х] и [х’] из слов. Подбор слов, начинающихся со
звуков [х] и [х’]. Звуковой анализ слогов со звуками [х] и [х’]. Упражнение в различении звуков [х] и [к] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их
соотнесении с соответствующими буквами. Буква Х. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Х
Уметь различать звуки [г]—[г’], [к]—[г]. Уметь узнавать букву Г в
словах. Иметь понятие о твердости-мягкости и звонкости-глухости
согласных звуков. Уметь производить звуковой анализ слогов со
звуком [г]
Уметь различать звуки [к]—[г], [к’]—[г’] в словах. Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь подбирать готовые звуковые схемы к словам. Уметь читать слова с пройденными
буквами
Уметь выделять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь узнавать звук [ф] в ряду звуков, слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости согласных звуков.
Уметь выделять звуки [ф], [ф’] из начала слов. Уметь подбирать
слова, начинающиеся со звуков [ф], [ф’]. Уметь печатать заглавную
и прописную буквы Фф. Уметь находить букву Ф в словах. Уметь
составлять и читать обратные и прямые слоги и слова с буквой
Ф. Иметь понятие о предложении
Уметь выделять начальные звуки из слов и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь узнавать звук [в] в ряду звуков,
слогов, слов. Иметь понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Уметь выделять звуки [в], [в’] из начала слов. Уметь подбирать
слова, начинающиеся со звуков [в], [в’]. Уметь печатать заглавную
и прописную буквы Вв. Уметь находить букву В в словах. Уметь
составлять и читать обратные и прямые слоги и слова с буквой В
Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения. Уметь определять
место заданного звука в словах. Уметь различать звуки [в] и [ф]
в слогах, словах, предложениях. Уметь решать кроссворды
Уметь определять начальные звуки в словах и соотносить их с соответствующими буквами. Уметь делить данные слова на слоги.
Иметь понятие о твердости-мягкости и звонкости-глухости звуков, уметь различать твердые — мягкие и звонкие — глухие звуки.
Уметь подбирать слова на заданные звуки. Уметь различать звуки
[х] и [к] в ряду звуков, в слогах, словах, предложениях. Уметь производить звуковой анализ данных слогов. Уметь конструировать
и печатать букву Х, читать слоги, слова, предложения с ней
24
Продолжение табл.
№
Тема
п/п
12 Звук [ы]
и буква Ы
13
14
15
16
19
Содержание работы
Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в узнавании
звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в различении звуков [ы] и [и] в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги.
Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения слогов,
слов, предложения с новой буквой. Формирование навыка печатания
буквы Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового
анализа трехзвучных слов
Звуки [с],
Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление понятий
[с’] и буква о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков.
С
Выделение звуков [с] и [с’] из слов. Подбор слов, начинающихся со
звуков [с] и [с’]. Звуковой анализ слогов со звуками [с] и [с’]. Упражнение в определении места звука [з] в словах. Печатание и конструирование буквы С. Чтение обратных и прямых слогов с буквой
С. Упражнение в определении начальных звуков в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги
Повторение Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с пройденными
и закреплебуквами. Упражнение в делении данных слов на слоги. Упражнение
ние пройден- в определении места заданного звука в слове. Упражнение в разлиного
чении звуков [с] и [с’] в ряду звуков, слогов, в словах. Упражнение
в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов
Звуки [з], [з’] Ознакомление с артикуляцией звуков [з], [з’]. Закрепление понятий
и буква З
о твердости и мягкости, о глухости и звонкости согласных звуков. Выделение звуков [з] и [з’] из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков
[з] и [з’]. Звуковой анализ слогов со звуками [з] и [з’]. Упражнение в определении места звука [з] в словах, различении звуков [с] и [з] в словах.
Буква З. Конструирование и печатание буквы З. Чтение слогов, слов,
предложений с буквой З. Закрепление понятия о предложении
Звук [ш]
Ознакомление с артикуляцией звука [ш]. Формирование умения выи буква Ш
делять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место
в слове, различать его со звуком [с]. Ознакомление с буквой Ш. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой.
Формирование умения конструировать и печатать новую букву
Планируемые результаты
Уметь узнавать звук [ы] в ряду звуков, слогов, слов и различать его
со звуком [и]. Уметь делить данные слова на слоги. Уметь печатать
и конструировать букву Ы, читать слоги, слова, предложения с ней.
Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов
Уметь выделять начальные звуки в словах. Уметь делить данные
слова на слоги. Уметь различать мягкие и твердые, глухие и звонкие
звуки. Уметь определять место звука [с] в словах. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов. Уметь печатать букву С,
читать слоги, слова, предложения с этой буквой
Уметь читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
Уметь делить данные слова на слоги. Уметь определять место заданного звука в слове. Уметь различать звуки [с] и [с’] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь составлять и читать слова из данных слогов. Уметь составлять и читать предложение из данных слов
Уметь различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. Уметь выделять звуки [з] и [з’] из слов, подбирать слова на эти
звуки, выполнять звуковой анализ слов с этими звуками, определять
место этих звуков в словах, различать звуки [с] и [з], [с’] и [з’] в словах. Уметь конструировать и печатать букву З, составлять и читать
слоги, слова, предложения с ней. Уметь составлять схему предложения
Уметь узнавать звук [ш] в ряду звуков, слогов, слов, определять его
место в слове, различать со звуком [с], знать, что звук [ш] — всегда
твердый глухой согласный звук. Уметь узнавать букву Ш, читать
слоги, слова, предложения с ней. Уметь конструировать и печатать
букву Ш
17
18
19
20
21
20
Повторение
и закрепление пройденного
Звук [ж]
и буква Ж
Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш. Различение
звуков [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в звуковом
анализе трехзвучных слов
Ознакомление с артикуляцией звука [ж]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове. Ознакомление с буквой Ж. Формирование навыка чтения слогов,
слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания
пройденных букв в условиях наложения или «зашумления»
Повторение Дифференциация звуков [з]—[ж] в словах. Совершенствование наи закреплевыков звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка
ние пройден- чтения слов и предложений с пройденными буквами
ного
Повторение Дифференциация звуков [ш]—[с]—[ж]—[з] в словах. Совершенствои закреплевание навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствоние пройден- вание навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами
ного
Звук [э]
Ознакомление с артикуляцией звука [э]. Упражнение в узнавании
и буква Э
звука [э] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Э. Формирование навыка
чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование
навыка печатания буквы Э, слогов и слов с ней. Совершенствование
навыка звукового анализа трехзвучных слов. Формирование умения
конструировать и печатать новую букву
1
Звук [j],
буква Й
2
Буква Е
III период
Ознакомление с артикуляцией звука [j]. Закрепление представлений
о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звука [j] в ряду звуков, слогов, слов,
в предложениях. Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков
конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней
Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков конструирования
и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений
Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь
различать звуки [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов
Уметь узнавать звук [ж] в ряду звуков, слогов, слов, определять его
место в слове, знать, что звук [ж] — всегда твердый звонкий согласный звук. Уметь узнавать букву Ж, читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и печатать ее
Различать звуки [з]—[ж] в словах. Уметь производить звуковой анализ слов из трех-четырех звуков, подбирать звуковые схемы к данным словам, производить слоговой анализ слов
Различать звуки [ш]—[с]—[ж]—[з] в словах. Уметь производить
звуковой анализ слов из трех-четырех звуков, подбирать звуковые
схемы к данным словам, производить слоговой анализ слов
Уметь узнавать звук [э] в ряду звуков, слогов, слов. Уметь делить
данные слова на слоги. Уметь печатать и конструировать букву Э,
читать слоги, слова, предложения с ней. Уметь производить звуковой анализ трехзвучных слов
Уметь узнавать звук [j]. Уметь узнавать звук [j] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Уметь конструировать и печатать букву
Й, читать слова и предложения с ней
Уметь конструировать и печатать букву Е, читать слова и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать
предложение и составлять его схему
Продолжение табл.
№
Тема
п/п
3
Буква Ё
4
5
6
7
8
21
Содержание работы
Ознакомление с буквой Ё. Формирование навыков конструирования
и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совер
шенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений
Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков конструироБуква Ю
вания и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.
Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений
Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков конструирования
Буква Я
и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений
Повторение Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройдени закреплеными буквами. Упражнение в узнавании пройденных букв в условиние пройден- ях наложения и «зашумления». Совершенствование навыков слогоного
вого анализа слов и анализа предложений
Звук [ц]
Ознакомление с артикуляцией звука [ц]. Формирование умения выи буква Ц
делять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место
в слове, различать его со звуками [с] и [т’]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков.
Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление
с буквой Ц. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать
новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных
букв в условиях наложения или «зашумления»
Звук [ч]
Ознакомление с артикуляцией звука [ч]. Формирование умения выи буква Ч
делять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место
в слове, различать его со звуками [с’] и [т’]. Закрепление представления о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков.
Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление
с буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать
новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных
букв в условиях наложения или «зашумления»
Планируемые результаты
Уметь конструировать и печатать букву Ё, читать слова и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать
предложение и составлять его схему
Уметь конструировать и печатать букву Ю, читать слова и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать
предложение и составлять его схему
Уметь конструировать и печатать букву Я, читать слова и предложения с ней. Уметь делить данные слова на слоги, анализировать
предложение и составлять его схему
Уметь читать слова и предложения с пройденными буквами. Уметь
узнавать пройденные буквы в условиях наложения и «зашумления». Уметь делить данные слова на слоги, подбирать слоговые схемы к данным словам, производить анализ предложений
Уметь узнавать звук [ц] в ряду звуков, слогов, слов, определять его
место в слове, различать его со звуками [с] и [т’]. Знать, что звук
[ц] — глухой и всегда твердый согласный звук. Уметь производить
звуковой анализ слов из трех-пяти звуков при условии, что их написание не расходится с произношением. Уметь узнавать букву Ц,
читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и печатать
ее, узнавать ее в условиях «зашумления» или наложения, различать
правильно и неправильно написанную букву Ц
Уметь узнавать звук [ч] в ряду звуков, слогов, слов, определять его
место в слове, различать его со звуками [с’] и [т’]. Знать, что звук
[ч] — глухой и всегда мягкий согласный звук. Уметь производить
звуковой анализ слов из трех-пяти звуков при условии, что их написание не расходится с произношением. Уметь узнавать букву Ч,
читать слоги, слова, предложения с ней, конструировать и печатать
ее, узнавать ее в условиях «зашумления» или наложения, различать
правильно и неправильно написанную букву Ч
9
10
11
12
13
14
22
Звук [щ]
и буква Щ
Ознакомление с артикуляцией звука [щ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место
в слове, различать его со звуком [с’]. Закрепление представлений
о звонкости и глухости, твердости и мягкости согласных звуков.
Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление
с буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать
новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных
букв в условиях наложения или «зашумления»
Повторение Совершенствование навыков определения места звука в слове, поди закреплебора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов,
ние пройден- анализа предложений. Совершенствование навыков чтения слов
ного
и предложений с изученными буквами. Совершенствование навыка
узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления»
Звуки [л],
Ознакомление с артикуляцией звуков [л] и [л’]. Закрепление пред[л’] и буква ставлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуЛ
ков. Формирование навыка узнавания звуков [л] и [л’] в ряду звуков,
слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов
и предложений с ней
Звуки [р],
Ознакомление с артикуляцией звуков [р] и [р’]. Закрепление пред[р’] и буква ставлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуР
ков. Формирование навыка узнавания звуков [р] и [р’] в ряду звуков,
слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов
и предложений с ней
Повторение Упражнения в различении звуков [р]—[р’]—[л]—[л’]—[j] в словах.
и закреплеСовершенствование навыков звукового и слогового анализа слов,
ние пройден- анализа предложений. Совершенствование навыка чтения слов
ного
и предложений с пройденными буквами
Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта букБуква Ь
ва не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней
Уметь узнавать звук [щ] в ряду звуков, слогов, слов, определять его
место в слове, различать его со звуком [с’]. Знать, что звук [щ] —
глухой и всегда мягкий согласный звук. Уметь производить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков при условии, что их написание
не расходится с произношением. Уметь узнавать букву Щ, читать
слоги, слова, предложения с ней, конструировать и печатать ее, узнавать ее в условиях «зашумления» или наложения, различать правильно и неправильно написанную букву Ч
Уметь определять место заданного звука в слове, подбирать слова
с заданным звуком, производить звуковой и слоговой анализ слов,
анализ предложений. Уметь читать слова и слоги с пройденными
буквами. Уметь узнавать пройденные буквы в условиях наложения
или «зашумления»
Уметь узнавать звуки [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой
и слоговой анализ слов. Уметь печатать и конструировать букву Л,
читать слова и предложения с ней
Уметь узнавать звуки [р] и [р’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой
и слоговой анализ слов. Уметь печатать и конструировать букву Р,
читать слова и предложения с ней
Уметь различать звуки [р]—[р’]—[л]—[л’]—[j] в словах. Уметь
производить звуковой и слоговой анализ слов и предложений.
Уметь читать слова и предложения с пройденными буквами
Знать, что буква Ь не обозначает звука. Уметь печатать и конструировать новую букву, читать слоги и слова с ней
Окончание табл.
№
Тема
п/п
15 Буква Ъ
16
17
18
23
Содержание работы
Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта
буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания
и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней
Повторение Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеи закреплеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатание пройден- ния слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов,
ного
предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения кроссвордов
Повторение Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеи закреплеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатание пройден- ния слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов,
ного
предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения кроссвордов
Повторение Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеи закреплеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатание пройден- ния слов и предложений. Совершенствование навыков чтения слов,
ного
предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения кроссвордов
Планируемые результаты
Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта
буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания
и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней
Уметь производить звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений. Уметь печатать слова и короткие предложения. Уметь
читать слова, предложения, небольшие тексты. Уметь решать кроссворды и разгадывать ребусы
Уметь производить звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений. Уметь печатать слова и короткие предложения. Уметь
читать слова, предложения, небольшие тексты. Уметь решать кроссворды и разгадывать ребусы
Уметь производить звуковой анализ и синтез слов, анализ предложений. Уметь печатать слова и короткие предложения. Уметь
читать слова, предложения, небольшие тексты. Уметь решать кроссворды и разгадывать ребусы
5. Комплекс организационно-педагогических условий.
5.1. Условия реализации программы;
Материально – техническое обеспечение.
✓ оборудованный кабинет для занятий (рабочий стол логопеда, столы детские для
занятий с зеркалом)
✓ набор логопеда;
✓ наглядные пособия и материалы в расчете на количество обучающихся;
✓ ноутбук и программное обеспечение для диагностирования обучающихся;
Перечень пособий и материалов для обучения дошкольников грамоте
1. Картотека предметных и сюжетных картинок на каждую букву алфавита.
2. Серии сюжетных картинок.
3. Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и
слогового анализа и синтеза («Синий — красный», «Утенок гуляет», «Разноцветные
корзинки», «Кто в домике живет?», «Кто едет в поезде?» и т. п.)
4. Разрезной, магнитный алфавит, алфавит на «липучках».
5. Алфавит на кубиках.
6. Слоговые таблицы.
7. Счетные палочки, яркие шнурочки, палочки Кюизенера для конструи-рования букв.
8. Природный материал (камушки, листочки, шишки, желуди, каштаны
и т. п.) для конструирования букв. Пластилин для лепки букв.
9. Материалы для звукового анализа и синтеза слов.
10. Материалы для слогового анализа и синтеза слов.
11. Материалы для анализа предложений.
12. Сенсорные подносы с тонким слоем песка, манки для печатания букв.
13. Магнитная доска.
14. Коврограф.
15. Наборное полотно.
16. Рабочие тетради для печатания по числу детей.
17. Буквари по числу детей.
18. Картотека ребусов, кроссвордов, изографов.
19. Карандаши, фломастеры, восковые мелки, ручки.
Информационное обеспечение:
− Официальный сайт МБДОУ
− Программно – диагностическое комплекс «Соната-До»
https://www.uchmag.ru/estore/e390395/
− Веселая азбука с самым умным котом на планете» компании Руссобит—М; «Мой
Мир.
− Иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного
возраста и сюжетные альбомы на сайте http://bukvar.edu.ru
− Редактор TeamStory для сочинительства дошкольников.
− Чат родителей воспитанников, посещающих «Речевичок»
Кадровое обеспечение программы:
Программу реализует учитель логопед первой квалификационной категории
Решетникова Юлия Сергеевна.
Методические материалы:
Методический комплект программы
1. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
24
2. Нищева Н. В. Тетрадь 1 для обучения грамоте детей дошкольного возрас-та. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
3. Нищева Н. В. Тетрадь 2 для обучения грамоте детей дошкольного возрас-та. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
4. Нищева Н. В. Тетрадь 3 для обучения грамоте детей дошкольного возрас-та. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
5. Нищева Н. В. Слоговые таблицы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
6. Нищева Н. В. Прописи для мальчиков и девочек. — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2019.
7. Нищева Н. В. Прописи для дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2019.
8. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития фонематического слу-ха. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
9. Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты формирования навыков слогово-го анализа и
синтеза. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
10. Денисова Т. В. Книга для чтения к обучающему пособию «Мой букварь».
11. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и
синтеза у детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2019.
12. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и
синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2019.
13. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и
синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2019.
14. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха
у детей с 4 до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
Программа позволяет оказать специализированную логопедическую помощь детям 57 лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия,
подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.
Программа направлена на развитие звуковой культуры речи – формирование
правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания,
артикуляционного аппарата; развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти,
координации движений и мелкой моторики рук. При составлении программы были
использованы методические разработки Нищевой Н.В., Карельской Е.Г., Черенковой Е.Ф.,
Фомичовой М.Ф. и других авторов.
При планировании коррекционной работы программы учитывались особенности
детей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
В работе используется:
- комплекс артикуляционной гимнастики;
- картотека пальчиковых игр и оборудование к ним;
- мнемотехнические схемы и таблицы для составления предложений, рассказов,
составления сказок, словотворчества.
Программа связана с образовательными областями:
1. Речевое развитие – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения
поддерживать диалог.
25
2. Социально – коммуникативное развитие – развитие игровой деятельности;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми.
3. Познавательное развитие- развитие интеллектуально-речевых и общих
способностей ребенка.
4. Физическое развитие – укрепление мышц артикуляционного аппарата через
специальные упражнения, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
5.2. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
- Педагогическая диагностика проводится два раза в год в сентябре и в мае педагогом,
осуществляющим программу.
Формы процедуры контроля Речевая диагностическая карта.
- Ведение рабочих тетрадей соответствующего уровня
Формы процедуры контроля
- Анализ выполнения задания, поощрение в виде наклеек.
- Альбом «Словоплет» с речевым и словесным творчеством детей.
Формы процедуры контроля
- Публикации на официальном сайте детского сада, в родительском чате,вставка
творческих работ, участие в конкурсах разного уровня.
Педагогическая диагностика
Приступая к обучению грамоте детей дошкольного возраста, необходимо провести
педагогическую диагностику индивидуального развития детей, оценить состояние
произносительной стороны речи и уровень развития фонематических процессов у каждого
ребенка с тем, чтобы избежать изучения букв, которым соответствуют звуки, произносимые
кем-то из детей неправильно до тех пор, пока не будут сформированы правильные уклады
этих звуков, и звуки не будут введены в речь ребенка. Исследование фонематического
восприятия фонематических процессов необходимо, так как обучение грамоте в соответствии
с Программой осуществляется на основе аналитико-синтетического звукового метода. Все
выявленные нарушения развития необходимо устранить в течение добукварного периода.
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения,
назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]
Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]
[в], [ф], [в’], [ф’]
[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’]
[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]
[й]
[с], [з], [ц], [с’], [з’]
[ш], [ж]
[ч], [щ]
[л], [л’]
[р], [р’]
6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]
Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]
[в], [ф], [в’], [ф’]
[д], [т], [н], [д’], [т’], [н’]
[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]
[й]
[с], [з], [ц], [с’], [з’]
[ш], [ж]
26
[ч], [щ]
[л], [л’]
[р], [р’]
Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и
синтеза.
Выделение начального ударного из слов.
5 лет
Астра
арка
Осень
озеро
Улей
уши
Иглы
искры
Выделение конечного согласного из слов.
6 лет
Кот
суп
Сом
лимон
Мох
сок
Выделение начального согласного из слов.
6 лет
Мост Банка
Пол
тапки
Дом
нос
Вода
фартук
Кот
год
хлеб
Определение последовательности звуков в слове.
6 лет
Кот
вата
Дом
дубы
Определение количества звуков в словах.
6 лет
Бык
вата
Банан
Дом
Методика проведения исследования
Исследование начинается с проверки состояния звукопроизношения ребенка, с повторения
ребенком последовательно звуков всех групп след за логопедом. Затем логопед проверяет
состояние произношения звуков всех групп словах и предложениях. Это исследование можно
проводить со зрительной опорой, предложив ребенку называть картинки и составлять
предложения по картинкам или называть картинки и повторять предложения вслед за
логопедом.
Исследуя навыки фонематического восприятия, логопед проверяет способность ребенка
отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками. Четырехлетний ребенок
повторяет за логопедом следующие пары слогов: ба-па, па-ба, га-ка, ка-га, да-та, та-да, ма-ба,
ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня. Пятилетнему ребенку логопед предлагает повторить цепочки
слогов: ба-па-ба, па-ба-па, да-та-да, та-да-та, га-ка-га, ка-га-ка, за-са-за, са-за-са, та-тя-та, тята-тя. Шестилетний ребенок повторяет вслед за логопедом следующие це-почки: са-ша-са, шаса-ша, жа-ша-жа, ша-жа-ша, са-ца-са, ца-са-ца, ча-тя-ча, тя-ча-тя, ла-ля-ла, ля-ла-ля.
Исследуя навыки фонематического анализа и синтеза, педагог предлагает пятилетнему
ребенку выделить начальный ударный гласный звук из следующих слов: астра, арка, осень,
озеро, улей, уши, иглы, искры. При чем, логопед акцентировано произносит начальный
ударный гласный звук в каждом из слов. Шестилетний ребенок по просьбе логопеда выделяет
конечный согласный из следующих слов: кот, суп, сом, лимон, мох, сок. В этом случае
логопед акцентирует внимание ребенка на конечных согласных. Аналогично проводится
27
работа по выделению начальных ударных из слов: мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода,
фартук, кот, год, хлеб. Кроме того, шестилетнему ребенку предлагается задание на
определение количества звуков в следующих словах: бык, дом, вата, банан.
28
Список литературы.
1. О.А.Белобрыкина. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998г.
2. Г.Ванюхина. Речецветик» Екатеринбург, 1993г.
3. О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С – П., 2001г.
4. Е.М. Косинова. Лексическая тетрадь №1-3. Москва, Творческий центр, 2009г.
5. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная
группа). п/р И.В. Козиной. Москва, центр педагогического образования, 2010 г.
6. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /
Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
7. Н.В.Нищева. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная
программа. Издание второе дополненное. СПб «Детство-Пресс», 2020.
8. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
ОНР. С – П., Детство – пресс, 2001г.
9. Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. СПб, Дельта, 1998г.
10. Л.Г. Парамонова. Развитие словарного запаса у детей. С-Пб, Детство-Пресс, 2010г.
11. Ушакова О. С. Придумай слово: речевые игры для детей дошкольников / О.С.
Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2016
12. Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская. Логопедические занятия в детском саду для детей с
нарушениями речи. М., 1992г.
13. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи / Цейтлин С.Н. –
Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
14. Шемелова О. Ю., Гурова И. В. Развитие речевого творчества старших
дошкольников (на материале загадки) // Молодой ученый. — 2017.
29