Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
620142,г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д.129А, тел.(343)210-55-33, адрес эл. почты
mbdou61 len@mail.ru
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА «КАРАМЕЛЬКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 7
ЛЕТ.
Художественно – эстетическая направленность программы
Срок реализации 5 лет.
Автор программы:
Педагог дополнительного
образования
Горбунова Н.В.,
музыкальный
руководитель
Екатеринбург, 2024
1
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Направленность общеразвивающей программы;
1.2. Актуальность программы;
1.3. Цель и задачи общеобразовательной программы
1.4. Планируемые результаты.
1.5. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
3. Содержательный раздел
2.1. Учебный (тематический) план музыкального театра.
1.6. Содержание учебного (тематического) плана. Режим занятий,
объем, срок освоения программы;
1.7. Уровень, формы обучения, виды занятий, формы подведения
результатов.
4. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы;
5. Заключение
7. Список литературы
2
1. Целевой радел.
1.1. Направленность общеразвивающей программы художественная
1.2. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
обусловлена необходимостью реализации всесторонне развитой личности.
Для достижения цели гармоничного развития
самостоятельной
творческой личности учащегося необходимо решить целый ряд творческих,
психологических и социально-педагогических задач, среди которых одной из
главных является социальная адаптация в непростых, постоянно меняющихся
современных условиях жизни.
Что хочет современный ребёнок? Заниматься любимым делом, достичь
совершенства в избранном виде деятельности для одобрения или восхищения
ближайшего окружения, а, может быть, стать в дальнейшем известным артистом.
Что хочет современный
родитель для своего ребенка? Воспитать
гармонично развитую, культурную, самодостаточную личность, адекватную
изменяющимся требованиям жизни; сохранить здоровье ребенка, повысить его
функциональные, физические, психологические способности; вырастить хорошего
человека.
Что хочет
педагог музыкального театра? Сохранить целостность и
индивидуальность ребенка в процессе его развития; помочь раскрыть его талант,
подготовить к дальнейшей жизни.
Отличительная особенность программы «Музыкальный театр» состоит в
то, что она развивает умения и навыки совместной деятельности в коллективных
творческих проектах. Воспитание средствами театра предполагает развитие
полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики.
Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе
воздействия искусства на человека происходит благодаря переживанию и
осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это переживание искусство
формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Программа имеет практическое направление, так как дети изучают искусство
театра с первых шагов освоения актерской техники до создания музыкального
спектакля и показа готовой работы зрителям (друзьям, родителям, приглашённым
гостям).
Адресат программы – характеристики воспитанников, для кого
предназначена программа.
Цели, задачи и методы работы с воспитанниками, подбираются с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также различными формами
контроля эффективности освоения программы. Программа предназначена для всех
заинтересованных воспитанников и их родителей (законных представителей).
Именно на дошкольный возраст приходится начало развития творческих
3
способностей детей, когда меняется характер их деятельности по сравнению с
ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как
переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах
деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли
к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от
мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.
Возраст обучающихся - 2-7 лет
Срок освоения программы, 5 лет, 160 недель, 40 месяцев, необходимых
для ее освоения.
Уровневость программы. «Стартовый уровень»: использование и
реализацию общедоступных материалов, форм организации материала,
минимальную
сложность
предлагаемого
для
освоения
содержания
общеразвивающей программы.
Формы обучения – индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий. Индивидуальное занятие - основная форма работы с
воспитанниками в разделах вокала, работы над ролью, хореографии.
Индивидуальное занятие позволяет обеспечить индивидуальную образовательную
траекторию каждому воспитаннику, возможность реализации личностноориентированного подхода в образовательном процессе.
Групповое занятие - основная форма работы на уроках музыкального театра. На
подгрупповом
занятии возможно сотрудничество обучающихся разных лет
обучения в едином творческом проекте. Здесь есть место и творческому
развитию, и становлению коммуникативных навыков.
Общее групповое занятие форма работы в рамках подготовки спектакля, концерта,
фестивального, конкурсного проекта.
Формы подведения результатов: музыкальный спектакль, творческий отчет,
конкурсное выступление.
1.3. Цели и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы создание и развитие детского музыкального театра для
формирования и развития творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие задачи
1. Формировать
навыки
владения
средствами
пластической
выразительности; навыки участия в репетиционной работе; навыки публичных
выступлений; навыки общения со зрительской аудиторией в условиях театрального
представления;
2. Формировать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе
способность
к
состраданию,
сочувствию;
чувство
ответственности; организаторские способности; умение преподнести и обосновать
свою мысль; художественный вкус; коммуникабельность; трудолюбие и
активность.
Развивающие задачи
3. Развивать в процессе осуществления проекта партнерские отношения в
4
группе, навыки общения, взаимного уважения, взаимопонимания;
4. Развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе
способность к состраданию, сочувствию;
Воспитательные задачи
5. Воспитывать художественный вкус, коммуникабельность и
отзывчивость, трудолюбие,
Навыки, полученные в процессе обучения, должны реализоваться
учащимися в конкретной творческой работе в виде сценических номеров,
концертных, конкурсных выступлений, спектаклей, которые исполняются для
зрителей в течение каждого учебного года.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
✓ умение использовать полученные навыки в практической работе на сцене
при исполнении концертного номера или роли в учебном спектакле;
✓ умение использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
✓ умение держать внимание к объекту, к партнеру;
✓ умение воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;
✓ приобретение устойчивых навыков публичных выступлений;
✓ чувство ритма в ходе спектакля.
✓ приобретение навыков общения со зрительской аудиторией в условиях
театрального представления;
✓ умение использовать приобретённые технические навыки при решении
исполнительских задач;
✓ приобретение навыков по использованию театрального реквизита;
✓ знание основ техники безопасности при работе на сцене;
Метапредметные результаты:
приобретение навыков анализа собственного исполнительского опыта. К числу
творческих элементов, которыми должны овладеть воспитанник, относятся:
✓ умение видеть, слышать воспринимать;
✓ развитое воображение и фантазия;
✓ способность к взаимодействию;
✓ логичность и последовательность действий и чувств;
✓ ощущение чувства правды на сцене;
✓ вера в предлагаемые обстоятельства;
Личностные результаты
✓ умение работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и уважительно
относиться к партнерам по сцене;
✓ умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;
Критерием освоения программы является уровень развития сценической речи и
сценического движения, исполнительских качеств.
Результативность программы определяется в процессе тестирования и
прослушивания учащихся в соответствии с программным содержанием.
Для определения уровня актерского мастерства и сценической речи, чистоты
5
интонирования используются творческие задания, направленные на развитие
памяти: словесной, эмоциональной, пластической, образной, ритмической,
слуховой.
1.6. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы.
• Сценические показы зрителям музыкальных спектаклей 6 раз в год. Зрители:
родители (законные представители), обучающиеся в ОО социальных партнеров
(ДДТ, гимназия 120, МОУ СОШ 93, МБДОУ детский сад 278);
• Формы процедуры контроля: отзывы зрителей на просмотренный спектакль,
размещенный на официальном сайте детского сада.
• Выставки творческих совместных детско-родительских работ по теме
прошедшего спектакля 6 раз в год
Формы процедуры контроля: выставка в холлах детского сада с отчетом на
официальном сайте детского сада.
• Конкурсные номера от детского сада на творческих конкурах разных
уровней 3-4 раза в год.
Формы процедуры контроля: оценка жюри конкурсов, участие или
призовые места.
• Педагогическая диагностика вокальных, актерских способностей ребенка,
проводится 2 раза в год в сентябре и мае музыкальным руководителем,
руководителем кружка.
Формы процедуры контроля: карточки ребенка «Карамельки»
Диагностика вокальных способностей детей. Практические диагностические
тесты
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания
предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных
инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой
мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной
регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать
доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай
сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых
детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему
произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя
руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы.
После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к
игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу
рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся.
Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее
предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90
ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).
6
После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и
прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
•
адекватное
исполнение
ребёнком
своей
партии
в умеренном,
быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется
как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
•
адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах
(например, умеренном
и
быстром или умеренном
и
медленном)
соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
•
ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в
умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах)
показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
•
сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.
2. Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её
метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть"
одними ладошками.
Критерии оценки:
•
точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними
ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
•
воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с
некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
•
адекватное метрическое исполнение с пением 4 - 5 тактов - слабый уровень
•
неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса низкий уровень.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического
слуха) "Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности
определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания
в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку
отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит
созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
•
слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
•
средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
•
высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий
"Повтори мелодию"
Цель:
определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в
соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
7
инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте
(фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
Ребёнку предлагается:
спеть любую известную ему песенку;
повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
•
слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по
направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
•
средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение
тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка
диапазоне;
•
высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту,
квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне
октавы и более.
4. Диагностика чувства тембра. Тест - игра "Тембровые прятки"
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно
дифференцированного определения инструментального или вокального звучания
одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в
исполнении:
детского голоса;
женского голоса;
мужского голоса;
хора;
струнных смычковых инструментов;
деревянных духовых инструментов;
медных духовых инструментов;
фортепиано;
оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в
различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
•
низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение
только однородных тембров;
•
средний уровень - адекватное определение однородных тембров и
смешанных тембров;
•
высокий уровень - адекватное определение различных тембровых
соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
5. Диагностика динамического чувства. Тест - игра "Мы поедем в "Громкотихо""
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на
динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокальноинструментального стимула.
Стимулирующий материал:
Барабан или бубен;
8
фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик";
К.Лонгшамп- Друшкевичова "Марш дошкольников".
Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а
ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет
педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "фортепиано" оценивается в 1 балл.
Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то
усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания
на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и
"диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.
Критерии оценки:
•
слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
•
средний уровень - 2-3 балла;
•
высокий уровень - 4-5 баллов.
6. Диагностика чувства музыкальной формы. Тест-игра "Незавершённая
мелодия"
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности)
музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них
прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия - не доигрывается последний такт;
2-я мелодия - доигрывается до конца;
3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я мелодия - доигрывается до конца.
Критерии оценки:
•
слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
•
средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
•
высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.
7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку. Тест "Музыкальная
палитра"
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е.
конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома"
П.И.Чайковского:
1. "Утреннее размышление"
2. "Сладкая грёза"
3. "Баба-Яга"
4. "Болезнь куклы"
5. "Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать
определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы
представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для
выражения его переживания музыки;
9
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается
нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время
прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться
под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального
фрагмента.
Критерии оценки:
•
низкий
уровень
эмоционально-образного
осмысления
характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих
состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на
простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в
невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же
уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации
музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
•
средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости
характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения
уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных
воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и
вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов
основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
•
высокий
уровень
эмоциональной
отзывчивости
характеризуется конгруэнтной характеристикой
осмысления
эмоциональнообразного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в
изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих
особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна)
отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или
образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое
количество
новых,
но
адекватных
музыкальному
воздействию
мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и
мыслеобразов на один музыкальный материал.
8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного
компонентов музыкально-эстетических вкусов детей. Выявить уровень
когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с
помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
1.
Ты любишь музыку?
2.
Нравится ли тебе петь?
3.
Если, да, то, что именно, какие песни?
4.
Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной
школе или дома?
5.
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
6.
Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
7.
Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по
телевидению и радио?
8.
Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
9.
Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте?
Каком?
10
10.
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то,
какие?
11.
Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
12.
Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и
почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической
направленности ответов ребёнка:
•
низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных
предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным
интересом к музыкальным видам деятельности;
•
средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным
предпочтением
развлекательной
направленности
музыкальных
жанров
(конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные,
классические эталоны музыки;
•
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к
музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным
ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических
жанров).
Тест "Музыкальный магазин"
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора
музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие
реакции) личности.
Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений
различных жанров и направлений:
народная вокально-хоровая музыка;
народная инструментальная музыка;
народная вокально-инструментальная музыка;
классическая вокально-хоровая музыка;
классическая инструментально-симфоническая музыка;
классическая вокально-инструментальная музыка;
современная классика авангардного направления;
современная развлекательная музыка;
духовная музыка.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку.
Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
•
низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором
лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
•
средний уровень - выбор двух образцов различных направлений
музыкального творчества;
•
высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным
музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических
произведений.
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка. Тест
"Хочу дослушать"
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на
музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала
предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений.
11
Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно
прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация
незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой
мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную
реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с
вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже
прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности,
следующие:
•
проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента
оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих
музыкальных способностей;
•
индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения
прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной
деятельности
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных
способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту
"Диагностический конструктор", с помощью которой педагог может не только
наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной
ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для
конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии
ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности,
способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в
развитии личности ребёнка.
Диагностический конструктор вокальных способностей ребёнка
(на учебный год)
Чувство формы
Динамическое
чувство
Гармоническое
чувство
Чувство
звуковысотности
Чувство тембра
Метро-темпо-ритм
Параметры
музыкальных
способностей
Фамилия, имя ребёнка
_____________________________________________________________________
Возраст ребёнка
______________________________________________________________________
Дата: первого этапа
(1)____________________________________________________________________
контрольного этапа
(2)__________________________________________________________________
Уровень
развития
Высокий
Средний
12
Низкий
Сценическое обаяние
Вера в вымысел
Пластическая
выразительность
Речевая
выразительность
Эмоциональная
выразительность
Входная диагностика по актёрскому мастерству.
Фамилия, имя ребёнка
_____________________________________________________________________
Возраст ребёнка
_______________________________________________________________________
___
Дата первого этапа (1): _
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
___________________________________________________________________
Общий балл
Каждый раздел оценивается в баллах:
Высокий уровень (3) – яркое творческое начало
Средний уровень (2) – наличие актёрских способностей
Низкий уровень (1) – небольшое проявление актёрских данных
По результатам диагностики, баллы суммируются:
12-15 - высокий уровень
8- 11 – средний уровень
1 – 7 – низкий уровень
Сводная таблица результатов обучения импровизации в исполнении мюзикла
________________________________1 год обучения
Фамилия, имя ребёнка
_____________________________________________________________________
Возраст ребёнка
__________________________________________________________________________
Дата: промежуточного этапа
(2)______________________________________________________________
13
Кураж
Вера в вымысел
Образное видение
Пластическая
выразительность
Эмоциональная
выразительность
Параметры
музыкальных
способностей
Уровень
развития
Актёрская смелость
контрольного этапа
(3)_________________________________________________________________
Высокий
Средний
Низкий
10 (5+) – 1) эмоциональная выразительность; 2) пластическая выразительность; 3)
образное видение (яркая фантазия и воображение); 4) актёрская смелость; 5) вера в
вымысел; 6) кураж (природная одарённость).
9 (5) – не проявлен один из вышеперечисленных критериев
8 (5-) – не проявлены два элемента актёрской техники
7 (4+) – не проявлены три элемента актёрской техники
6 (4) – не проявлены четыре элемента актёрской техники
5(4-) – не проявлены пять элементов актёрской техники
4(3+) – не проявлены шесть элементов актёрской техники
3 (3) - не проявлены семь элементов актёрской техники
2 (3-) – ничего не получается, но есть желание, стремление
1 (2) – ничего не делает
От 7 до 10 – высокий уровень
От 4 до 6 - средний уровень
От 1 до 3- низкий уровень
Критерии уровня освоения программы:
Высокий уровень освоения программы: воспитанник владеет практически всеми
выделенными качествами
Средний уровень освоения программы: воспитанник владеет выделенными
качествами в половине случаев
Низкий уровень освоения программы; воспитанник владеет незначительным
количеством выделенных качеств.
3. Содержательный раздел
3.1. Учебный план детского музыкального театра.
Программа « Музыкальный театр» рассчитана на 5 лет обучения.
Музыкальный театр « Карамелька», включает те же дисциплины, с
перераспределением времени, представляет собой занятия, где дети вовлекаются
14
в творческую работу по постановке музыкального
спектакля.
Навыки,
полученные
в процессе занятий на «первой ступеньке», развиваются и
закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.
Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в
разделе программы «Музыкальный театр» призваны объединить все
способности ребёнка
и
приобретённые
умения
и
навыки
для
максимального использования его творческого потенциала при создании
музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива
маленьких актёров.
Учебные дисциплины 2 ступени:
1. Логоритмика - 10 мин/нед
2. Пение - 20 мин/нед
3. Танец, ритмика - 30 мин/нед
4. Знакомство с музыкальными инструментами - 20 мин/нед
5. Слушание - 30 мин/нед
6. Ритмопластика - 10мин/нед
Учебный (тематический) план
№ Наименование Количество Теоретические Практические
п/п
тем
часов в год
занятия
занятия
1.
Музыкальное
направление
25
2
6
2.
Театральное
мастерство
Танцевально –
пластическое
направление
36
4
15
36
7
16
Работа
над
музыкальным
спектаклем
Итого
45
7
15
72
20
52
3.
4.
Формы
аттестации
/контроля
Музыкальные
партии в
постановке или
конкурсном
номере
Декларирование
со сцены
Танцевальные
номера в
постановке или
в конкурсном
номере
Сценический
показ
3.2. Содержание учебно-тематического) плана.
1) Музыкальное направление включает в себя вокально–хоровые
занятия, сольфеджио, игру на музыкальных инструментах.
Теория: Вокально-хоровые занятия представляют собой работу с
педагогом над фрагментами партитуры музыкально сценического произведения,
кроме того, они формируют умения и навыки пения: полетный звук, певческое
дыхание, интонацию, ритм, дикцию, звуковое туше, использование
певческих регистров и т.д.
Сольфеджио развивает навыки- музыкальный слух, чувства ритма, память.
Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории. Но кроме этого
15
результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и
применимых в жизни навыков:
- умение чисто спеть с листа любую мелодию;
- подобрать на инструменте любую услышанную мелодию;
Практика: Игра на музыкальных инструментах. Игра на металлофоне,
блок-флейте, синтезаторах
развивает
потребность
в самостоятельном
расширении своего кругозора, путем самостоятельного изучения музыкальных
произведений.
2) Театральное мастерство
Теория: начальный курс актерского мастерства и сценической речи. Курс
актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и
фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства
мизансцены, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия
ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать и них умения
сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики.
Практика: театральные этюды, песни-сценки, игры на развитие
внимания, фантазии, работа с воображаемыми предметами и пр. Развитие
речевого аппарата, образность и эмоциональную подачу текста, культуру
поведения на сцене, дикцию, орфоэпию.
3) Танцевально-пластическое
Теория: история танца, роль сценического костюма в танце, история
сценического костюма, роль танцевального номера в восприятии зрителем всей
постановки.
Практика: направление представляет собой занятия с элементами
хореографии, ( музыкально-ритмические движения).
Занятия ставят своей целью приобретение навыков исполнения
основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку
корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа. На танцевальных
занятиях разучиваются танцевально хореографические фрагменты и отдельные
танцевальные номера готовящегося музыкального спектакля.
4) Работа над музыкальным спектаклем
Работа над спектаклем является итогом художественного процесса, это
основной вид творческой деятельности в рамках программы «Музыкальный
театр». Театральное искусство — это взлетная полоса для настоящего творческого
человека, основа для развития фантазии и удивительных способностей, которые
заложены в каждом от рождения. Цель реализации программы «Музыкальный
театр» — гармоничное развитие личности ребенка. Итогом приобретения детьми
навыков по перечисленным предметам является ежегодная постановка
музыкального спектакля, концертных номеров.
Но самой главной и основной задачей отделения музыкального театра является
возбудить
творческое
самочувствие
каждого
ребенка,
раскрыть
индивидуальность, освободить его от физических и психологических зажимов и
научить свободно и естественно общаться в наше не простое время.
16
Для реализации спектакля нужно найти баланс между сложностью
сценического материала и необходимым для его воплощения уровнем актерской
грамотности,
обеспечить
поступательное
усложнение исполнительских
задач
в
процессе
создания
спектакля,
создать доброжелательную,
творческую атмосферу.
Теория:
1. Рассказ о художественной идее произведения. Важность детского
художественного сопереживания (материал должен понравиться детям).
2. Показ педагогом произведения «под рояль».
3. Основной репетиционный процесс: распределение ролей, создание и
уточнение мизансценического
рисунка,
конкретизация
сценической
обстановки, разучивание музыкального материала, постановка танцев, пластики
и т. д. (в зависимости от жанра и идеи режиссера).
Практика:
4. Прогоны сцен, актов, спектакля в целом.
5. Генеральные репетиции.
6. Сценический показ.
Календарно – тематическое планирование
1 год
№ Тема занятия/ Кол-во часов
обучения
п/п
7 «Игровой самомассаж»
4
Практика: Освоение правильной
техники выполнения самомассажа,
поглаживание отдельных частей тела
в образно-игровой форме.
8 «Музыкально-подвижные игры»
7
Практика: Подвижные игры на
внимание, координацию и
ориентацию в пространстве
(«Паровозик», «День-ночь»).
9 «Игры-путешествия»
5
Практика: Игры на развитие
образного и пространственного
мышления, подражание животным,
профессии, фигуры («Путешествие по
станциям», «Времена года», « Море
волнуется раз…»).
10 «Креативная гимнастика»
8
Практика: Выполнение упражнений
сидя и лёжа на полу (перекаты на
спине «бревно», подъём на лопатки
«берёзка»).
11 «Постановка и отработка
7
концертных номеров»
Теория: Образы в эстрадном номере и
показ танцевальных связок и рисунка.
2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения
5 год
обучения
4
1
1
1
7
3
3
3
5
2
2
2
8
2
2
2
7
5
5
5
17
Практика: Разучивание и отработка
техники исполнения движений
концертных номеров.
12 Тема 12. Итоговое занятие.
Практика: Участие в отчетном
концерте, подведение итогов за
учебный год.
2
2
2
2
2
Всего часов
33
33
15
15
15
№
Тема занятия/ Кол-во часов
1 год
обучения
п/
п
1 «Вводное занятие»
1
Теория: Ознакомление с
программой и графиком работы.
Понятия «ритмика», «танец»,
«приветствие», «поклон».
Практика: Игра-тест на
знакомство «Цветиксемицветик».
2 «Игрогимнастика»
5
Практика: Выполнение общей
игровой разминки (марш с носка
по кругу, шаг на полу пальцах,
на пятках, «гусиный шаг», бег,
галоп).
3 «Игротанцы»
5
Теория: Объяснение техники
выполнения игротанцев
«Полька» и элементов вальса.
Практика: Разучивание техники
исполнения игротанцев
(приставного шага стоя в
линиях; тройного шага по кругу,
приседания с выносом ноги на
каблук).
4 «Танцевально-ритмическая
6
гимнастика»
Практика: Разучивание
специальных композиций и
комплексов упражнений
(«Зверобика», «Делай как я», «У
жирафа»).
5 «Игропластика»
5
Практика: Освоение
специальных упражнений для
развития мышечной силы и
обучения
2 год
3 год
обучения
4 год
обучения
5 год
обучения
1
1
1
1
7
1
1
1
7
1
1
1
7
1
1
1
7
1
1
1
18
гибкости (наклоны и повороты
головы, корпуса, правильная
постановка рук на пояс).
6 «Пальчиковая гимнастика»
Практика: Ритмическое
сжимание и разжимание пальцев,
одновременное сжимание
пальцев, резкое раскрывание
пальцев, упражнение «ловим
муху» (резкое сжимание
кулаков), пальцы «здороваются»
друг с другом, волнообразные
движения кистями рук.
Всего
11
4
1
1
1
33
33
6
6
6
Календарно – тематическое планирование
Тема занятия/ Кол-во часов
3 год
обучения
№
п/
п
1 Вводное занятие: знакомство с правилами
«Карамельки». Ознакомление с правилами техники
безопасности.
Презентация постановки прошлой ступени «Репка»
(или другой по плану педагога).
2 Проведение мастерских «Актерское мастерство»,
«Курсы вокала» - мало групповые и
индивидуальные занятия по специальным
вопросам подготовки артиста музыкального
спектакля Игры.
3 Обучение игре на музыкальных инструментах.
4 Составление словесных портретов персонажей.
- Обсуждение кандидатур на роли персонажей.
5 Работа с артистами: выразительное чтение,
игровые движения, мимика, знакомство с
рисунком танцев, работа с вокальными партиями.
6 Индивидуальная работа по ролям.
- Работа над отдельными эпизодами.
Репетиция всего спектакля с атрибутами, в
костюмах, с музыкальным сопровождением.
7 Представление музыкальной постановки
«Волшебная флейта»,
8 Сказка «Белоснежка и леший» (или другой по
плану педагога);
9 Беседы с детьми по содержанию готовящейся к
постановке сказки.
10 Работа с артистами: выразительное чтение,
игровые движения, мимика, знакомство с
рисунком танцев, работа с вокальными партиями.
11 Индивидуальная работа по ролям.
4 год
обучения
5 год
обучения
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
19
- Работа над отдельными эпизодами.
12 Репетиция всего спектакля с атрибутами, в
костюмах, с музыкальным сопровождением.
13 Представление музыкального спектакля перед
зрителями Дома детского творчества
14 Слушание «Смешные истории про животных»;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15 Работа с артистами: выразительное чтение,
игровые движения, мимика, знакомство с
рисунком танцев, работа с вокальными партиями.
16 Индивидуальная работа по ролям.
- Работа над отдельными эпизодами. Репетиция
всего спектакля с атрибутами, в костюмах,
с музыкальным сопровождением.
2
2
1
3
3
1
17 Выступление перед воспитанниками детского сада
1
1
1
18 Музыкальный спектакль «Красная шапочка» (или
другой по плану педагога), просмотр
19 Работа с артистами: выразительное чтение,
игровые движения, мимика, знакомство с
рисунком танцев, работа с вокальными партиями.
Индивидуальная работа по ролям.
- Работа над отдельными эпизодами. Репетиция
всего спектакля с атрибутами, в костюмах,
с музыкальным сопровождением.
Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
27
27
Режим и продолжительность занятий.
Занятия по программе проходят два раза в неделю, продолжительность
одного занятия – 30 минут. 1 раз в месяц - сводная репетиция для всех групп.
Учебный год: сентябрь - май: 66 занятий, 12 репетиций.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию программы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Дисциплины, (блоки)
Логоритмика
Пение
Ритмика, танец
Ритмопластика
Слушание
Затраты времени/занятий (по годам)
1
2
3
4
5
репетиции
13
10
20
5
10
5
10
20
5
20
3
15
20
7
10
3
17
20
8
8
3
17
20
10
6
2
2
2
2
2
всего
29
71
102
37
58
20
6.
Владение
музыкальными
инструментам
8
6
6
10
10
2
42
7.
Итого
66
66
66
66
66
12
342
Логоритмика, артикуляционная гимнастика, распевание, хор, слушание,
знакомство с музыкальными инструментами, ритмика/танец, ритмопластика,
рефлексия.
•
•
•
•
3. Организационный раздел.
3.1. Условия реализации программы:
- материально – техническое обеспечение.
Материально-технические условия,
необходимые
для реализации
программы:
o специально оборудованный зал (театральный зал с пианино, занавес,
театральная сцена
o оборудование для работы с аудио- и видеоматериалами;
детские
музыкальные инструменты: синтезаторы, блок флейты,
ксилофоны, детские шумовые инструменты.
спортивная форма, желательно однотонного тёмного цвета; удобная,
нескользкая обувь, для обеспечения техники безопасности на занятиях и
свободы движения в процессе работы;
фонотека;
костюмы для сценических показов Оборудование и инвентарь: форма для
девочек и мальчиков, мячи, ленты, бубны, платочки, шарфы, воздушные
шары, прыгалки, цветы.
•
•
возможность изготовление декораций и костюмов в группах при помощи
воспитателей.
- информационное обеспечение
• Сайт детского сада
• Социальные сети, чат с участием родителей
• Афиши к каждому спектаклю
• Просмотр спектаклей социальных партнеров: коллективов ДДТ, цирковой
студии 120 гимназии
- кадровое обеспечение
Музыкальный руководитель, руководитель музыкального театра
«Карамелька», педагог высшей квалификационной категории Горбунова
Наталья Валерьевна;
Воспитатели: Мягкова Мария Олеговна; Муравьева Елена Васильевна;
Истошина Надежда Викторовна, первая квалификационная категория,
Солонинина Лариса Владимировна, первая квалификационная категория.
- методические материалы
21
• Диагностика
вокальных
способностей
детей.
Практические
диагностические тесты
• Авторские рабочие тетради по программы «Музыкальные ступеньки»;
• Картотека музыкально-подвижных игр.
• Авторские сценарии музыкальных спектаклей «Сказка о мамином сне и
розовом слоне»; Интерактивный спектакль для малышей «Репка»; Мюзикл
«Снежная королева», мюзикл «Волк и семеро козлят», музыкальный спектакль
«Волшебная флейта», «Белоснежка и леший»; праздничный концерт «Смешные
истории про животных»; музыкальный спектакль «Красная шапочка»,
Новогодний праздник «Театр папы Карло»; Спектакль «Рождественская сказка»;
музыкальный спектакль «Муха – цокотуха» и другие.
• Фонотека музыкальных аранжировок к музыкальным спектаклям и
конкурсным номерам;
• Репертуар для слушания
1-е полугодие
1. Гимнастика на музыку А. Гречанинова («Мазурка», «Скучный рассказ»,
«Вальс», «Этюд», «В разлуке», «Марш»).
2. «Мельница», английская нар. мелодия, обр. Т. Ломовой.
3. «Большие крылья», армян. нар. песня «Ласточка».
4. «Бабочки», муз. К. Черни, «Этюд» (Соч. 821, тетр. 1, № 41).
5. «Передача платочка», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой.
6. «Ветерок и ветер», муз. Л. Бетховена («Лендлер»).
7. «Цветок», муз. В. Витлина.
8. «Бабочки», муз. Р. Шумана.
9. «Мячики», муз. П. Чайковского.
10. «Высокий шаг и подскоки», муз. Т. Ломовой.
11. «Грустная песенка», муз. П. Чайковского.
12. «Возвращение домой», муз. А. Гречанинова.
13. «Трепак», муз. П. Чайковского.
14. «Гавот», муз. Ф. Госсека.
15. «Кулачки», муз. И. Дунаевского.
16. «Игра с бубнами», польская нар. мелодия, обр. Т. Ломовой.
17. «Игра с мячом», муз. Ф. Шуберта.
2-е полугодие
1. «Испанский танец», муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
2. «Гросфатер», муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
3. «Русский танец», муз. П. Чайковского из балета «Лебединое озеро».
4. «Андалузский танец», муз. М. Глинки.
5. «Детская полька», муз. М. Глинки.
6. «Казачок», муз. А. Даргомыжского.
7. «Вальс», муз. Г. Бахмана (с шарфами).
8. «Дождик», муз. В. Косенко (танец с зонтиками).
9. «Мазурка», муз. М. Глинки.
10. «Менуэт», муз. Л. Боккерини.
11. «Гавот», муз. Л. Венцеля.
12. «Качели», муз. Ф. Шуберта.
13. «Полька», муз. Л. Дюкамена.
22
14. «Сиртаки», муз. М. Теодоракиса.
15. «Рилио», муз. Г. Пауга.
16. «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова.
17. «Прялица», рус. нар. мелодия, обработка Т. Ломовой.
18. «Вальс-гавот», муз. А. Ашкенази.
19. «Вальс цветов», муз. Ф. Шуберта.
20. «Коробейники», рус. нар. мелодия, обр. Р. Равина.
21. «Танец с зонтиками», муз. И. Штрауса.
•
•
•
•
•
•
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются
следующие методы обучения:
Словесный метод (используется преимущественно для объяснения нового
материала);
Практический метод (помогает закрепить пройденный материал, применяя
на практике и творчески интерпретируя полученные знания);
Объяснительно-иллюстративный метод (применение наглядных пособий,
сопровождающих объяснение помогает учащимся в освоении материала,
способствует быстрому формированию необходимых представлений);
Имитационный метод (создание и решение проблемных ситуаций в ходе
дидактических игр, этюдов, тренингов);
Просмотр различных видеоматериалов - вариантов постановок, анализ и
оценка выступлений.
Музыкальный театр относится к одному из самых востребованных видов
музыкального искусства и имеет древнюю историю. Благодаря синтетической
природе музыкального театра, сочетающего в себе пение, движение и актёрское
мастерство, его можно считать одним из самых действенных средств
художественно-эстетического воспитания детей.
Результатом плодотворной работы является публичное выступление,
которое имеет большое значение в творческой жизни коллектива.
Публичное выступление доставляет радость, гордость, позволяет увидеть
значимость занятий театрально-музыкальным творчеством, укрепляет и
расширяет кругозор.
Целевая установка репетиций на публичное выступление пробуждает интерес,
стимулирует ответственное отношение к занятиям.
Кроме непрерывного процесса обучения у детей музыкального театра
присутствует яркая,
наполненная
событиями, творческая, концертная
и
конкурсная деятельность.
7. Список использованной литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
2. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.Б., Коняшов А.И. «Детский
музыкальный театр: программы, разработки, рекомендации» - Волгоград:
Учитель-2009;
3. Бекина С.П. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984
23
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
5. Горбина Е.В. «В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные сказкиспектакли для дошкольников.
6. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М.,
2005.
7. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 2007.
8. Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М. 1998
9. Ершов П. Режиссура как практическая психология. – М., -2012
10. Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской
11. деятельности школьников.//Режиссер работает в школе. М., 1991.
12. Ершова А.П. Театральные упражнения для работы с детьми // Режиссер
работает в школе. М., 1991.
13. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
14. Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное
пособие. Иркутск: Изд-во Иркут.гос. пед. ун-та, 2004.
15. Медведева И. И Шишова Т. Хозяин и собака. Лечебный театр. Репертуарнометодическая библиотечка "Я вхожу в мир искусства". ВЦХТ, М. № 11 2000.
16. Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального спектакля в школе.
Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
17. Методологическая культура педагога-музыканта. ACADEMA – 2002.
18. Морозов Павел. «Сказки для театра», Издательские решения, 2016 г.
19. Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М., 2001.
20. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М.,1981.
21. Петрушин В.И. Артистизм - это тренировка//Сов.музыка.2001,.№12.
22. Покровский Б. Размышления об опере. – М.,1979.
23. Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М., 2001.
24. Сац Н. «На пути к прекрасному», Издательство «Знание» 1986.
25. Сац Н. «Дети приходят в театр», Издательство «Искусство» 1961.
26. Смолина Е. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга, изд.
«Учитель».2001
27. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.
28. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».
Москва: «Прометей», 1992
29. Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых// Искусство в
школе1994.-№2.-С.40.
30. Уланова В. На уроке театра//Искусство в школе.-1994. - №2.-с.45
31. Фомина О.А. Детский музыкальный театр, как одна из эффективных форм
современного интеграционного художественного образования. Рязань,
ДЮЦХТ, 2011
32. Томилова С.Д., «Проблема развития творческих способностей детей
дошкольного возраста в аспекте реализации ФГОС ДО», Журнал
«Дошкольное образование», 2016
33. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. – М. 2003.
34. Янаев В.Х., Куров В.Н. Ярославль: Академия Холдинг, 2001
Список литературы для детей:
1. Алянский Ю. Азбука театра. Ленинград: Детская литература, 1990.
24
2. В тридевятом царстве…Русские народные сказки. Сост.Н.В. Астахова. – Тверь,
2010.
3. Волшебное слово: Народные русские сказки / Из собраний А.Н. Афанасьева. –
М.: Радуга,1999. – 159 с.
4. Доброе слово: Народные русские сказки / Из собраний А.Н. Афанасьева. – М.:
Радуга, 1998. – 176 с.
5. Ехал Грека через реку. Скороговорки, загадки, шутливые диалоги. Сост.Н.В.
Астахова. – Ярославль, 2009.
6. Круглый год. Москва, изд. «Правда». 1991 , сост. Некрылова А.
7. Лопатина А, Скребцова М. Азбука скороговорок. – М.: Амрита-Русь, 2009. – 40
с.
8. Лопатина А, Скребцова М. Сказки волшебной жемчужины. – М.: Амрита-Русь,
2009.
9. Лопатина А, Скребцова М. Сказы матушки земли. – М.: Амрита-Русь, 2009.
10. Музыка в семье муз. Ленинград, 1985
11. Музыкальная шкатулка /Ред. - сост.Л.Жук. Изд. «Красико-Принт», Минск.
25