СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Выполнил:
Музыкальный руководитель МБДОУ № 61
Горбунова Наталья Валерьевна
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ
интенсивно внедряют в работу
инновационные технологии. Основной задачей
педагогов ДОУ в связи с этим – является выбор
методов и форм организации работы с детьми
с использованием инновационных
педагогических технологий, которые оптимально
соответствуют поставленной цели развития
личности. Современные педагогические технологии
в дошкольном образовании направлены на
реализацию государственных стандартов
дошкольного образования.
Основной целью музыкального руководителя
является формирование основ духовнонравственного воспитания через приобщение
к музыкальной культуре как важнейшему
компоненту гармоничного развития личности.
Достижение этой цели возможно
путем использования не только стандартных
методов музыкального воспитания
дошкольников, но и современных,
инновационных образовательных технологий.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях
большое внимание уделяется
здоровьесберегающим технологиям, главным
фактором которых является рациональная
организация учебного процесса, соответствие
методик и технологий обучения, способствующих
развитию индивидуальных возможностей ребенка.
Наряду с общепринятыми методами физкультурнооздоровительной работы большое значение
приобрело музыкально-валеологическое воспитание.
Музыкально – валеологическое воспитание – это
организованный педагогический процесс,
направленный на развитие музыкальных и
творческих способностей детей, сохранение и
укрепление их психофизического здоровья с целью
формирования полноценной личности ребенка.
Целью музыкально–валеологической работы в
дошкольном образовательном учреждении
является формирование у дошкольников
культуры здоровья, компонентами
которой являются: эмоциональный; духовно –
нравственный; личностный; интеллектуальный;
коммуникативный; физический.
Система музыкально-оздоровительной работы в
ДОУ предполагает использование на каждом
музыкальном занятии следующих
здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют
важную роль в системе оздоровления
дошкольников. Дыхательная гимнастика
положительно влияет на обменные процессы,
способствует восстановлению ЦНС, улучшает
дренажную функцию бронхов,
восстанавливает нарушенное носовое
дыхание. В своей практике
я использую систему дыхательной
гимнастики, разработанной А. Н.
Стрельниковой. Принцип её методики –
короткий и резкий вдох носом в сочетании с
движением и пассивный выдох через рот.
Артикуляционная гимнастика
На музыкальных занятиях педагогам часто приходится
наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят
отдельные звуки. Основная цель артикуляционной
гимнастики – выработка качественных, полноценных
движений органов артикуляции, подготовка к
правильному произнесению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных
занятиях:
• Формировать артикуляцию различных звуков;
• Совершенствовать подвижность и точность движений
языка и губ\
• Увеличить объем слуховой памяти и внимания;
• Развивать музыкальную память, запоминания текста
песен;
• Совершенствовать дикцию;
• Развивать чувство ритма;
Игровой массаж
Цель игрового массажа – научить детей посредством
правильного выполнения массажа благотворно влиять
на внутренние органы: сердце, легкие, печень,
кишечник, воздействуя на биологически активные
точки тела.
Использование игрового массажа повышает защитные
свойства верхних дыхательных путей и всего
организма, нормализует вегетососудистый тонус,
деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных
желез. Частота заболеваний верхних дыхательных
путей снижается. Выполнение массажных
манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая
циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на
обменные процессы организма, тонизирует
центральную нервную систему. Обучение простейшим
массажным приемам проводится в игре.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают
пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как
песенки или произносятся под музыку. В
ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения
взрослых, достигает хорошего развития мелкой
моторики рук, которая не только оказывает
благоприятное влияние на развитие речи, но и
подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста
индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими,
дети быстрее овладевают сложными упражнениями,
речь детей значительно улучшается. Рекомендуется
всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод,
основанный на целительном воздействии музыки на
психологическое состояние человека, где музыка
используется как лечебное средство. Музыкотерапия –
одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. В
детском саду музыка необходима детям в течение всего
дня. Можно использовать музыку во время утреннего
приема. Для расслабления, снятия эмоционального и
физического напряжения, для приятного погружения в
дневной сон необходимо воспользоваться благотворным
влиянием мелодичной классической и современной
релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы
(шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых,
шум морских волн и крик дельфинов, журчание
ручейка).
Особое внимание педагогам следует
уделить музыкально-рефлекторному пробуждению
малышей после дневного сна.
Для этого используется тихая, нежная, легкая,
радостная музыка. Выполнение режимных
моментов с использованием
музыкотерапии прививают навыки расслабления,
развивают нравственно-коммуникативные
качества, создают положительный эмоциональный
фон.
Логоритмика
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной
терапии, основанной на связи движения, музыки и
слова. Она является частью образовательной и
коррекционно-развивающей работой на речевой
группе.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика
имеющихся отклонений в развитии ребенка. Подобные
упражнения способствуют
развитию воображения, музыкально-творческих
способностей детей, формированию процесса
восприятия и включению в работу обоих полушарий
мозга, снимают мышечную закрепощенность,
повышает активность детей.
Помимо здоровьесберегающих технологий на
музыкальных занятиях используются такие
нестандартные методы воспитания, как
Сказкотерапия
Задачи: повышение внимания и заинтересованности
детей на музыкальных занятиях, формирование у
дошкольников позитивного поведения с опорой на
пример положительных сказочных героев, развитие
творческих способностей, познавательного интереса.
Активно включая сказки в занятия с детьми,
педагоги развивают фантазию, логику, внимание,
наблюдательность, учат малышей сопереживанию.
Дети не только слушают, но и сами участвуют в
творческом процессе, сами сочиняя сказки или
придумывая творческие рассказы.
Игровые технологии
Игра – основной вид деятельности ребенка.
Это свободная и самостоятельная
деятельность, возникающая по инициативе
ребенка. В игре развивается способность
к воображению, образному
мышлению. Музыкально-дидактические игры
– важное как средство
развития музыкальных способностей
дошкольников.
Предметно – пространственная среда
на музыкальных занятиях
является важным моментом в организации
совместной деятельности педагога и детей.
Обучающие занятия хорошо проводить,
сопровождая свой рассказ красочными
изображениями и видео на видеопроекторе,
который имеется в зале.
Номера выступлений и спектакли прекрасно
уживаются с одновременно транслируемым
изображением, давая ребенку ощущение
реальности происходящего. Он хорошо вживается в
роль, а , когда просматривает свое выступление в
записи, получает яркие и запоминающиеся эмоции.
Хорошо проходят заранее смоделированные
игры в программе
Microsoft PowerPoint, где ребенку предстоит
выбрать лишний предмет, например, найди
музыкальный инструмент, не относящийся к
группе ударных инструментов и т.д. А так же, в
этой программе удобно сделать небольшие видео
игры, подходящие к теме урока. Дети с
удовольствием занимаются, вовлекаются в
процесс видео викторин и эстафет. Этот
инструмент современен и очень эффективен в
работе с детьми.
Музыкальный спектакль с видео сопровождением.
Интерактивное развлечение:
«Овощи и фрукты – полезные продукты».
Важную роль в развитии детей имеет внешний вид,
соответствующий теме, которую осваивает ребенок,
а так же обстановка, соответствующая теме сюжета
представления.
Музыкальная композиция с видео сопровождением.
Спасибо за внимание!