Дыхательная
гимнастика как
здоровьесберегающая
технология для детей
дошкольного возраста
ВЫПОЛНИЛА:
Богданова Л. А.,
воспитатель
Здоровьесберегающие технологии в
дошкольном образовании- технологии,
направленные на решение
приоритетной задачи сохранения,
поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в
детском саду: детей, педагогов и
родителей.
.
.
Цель здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение
высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание
валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа
жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и
помощи.
К здоровьесберегающим технологиям
относятся:
- утренняя гимнастика
- гимнастика для глаз
- воздушные процедуры
- пальчиковая гимнастика
-дыхательная гимнастика
- гимнастика пробуждения
- подвижные игры
- ходьба по массажным дорожкам
- закаливание
- артикуляционная гимнастика.
Хорошая
память
Влияние правильного дыхания на
организм
Правильное
Правильная
дыхание
речь
Красивый
голос
Крепкий
сон
Здоровый
организм
Рекомендации по проведению дыхательной
гимнастики:
1. Перед проведением дыхательной гимнастики
необходимо проветрить помещение.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется
проводить после еды.
3. Необходимо следить за тем, чтобы во время
выполнения упражнений не напрягались мышцы рук,
шеи и груди.
4. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной
одежде, которая не стесняет движения.
Атрибуты для проведения
дыхательной гимнастики
• На дно неглубокой коробки приклеить картинку,
насыпать снег (конфетти). Задача ребенка – раздуть
снежок с середины и увидеть картинку.
Атрибуты для проведения
дыхательной гимнастики
• На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из
ваты (пенопласта). Дети разгоняют, раздувают тучи.
Атрибуты для проведения
дыхательной гимнастики
• Задача детей, держа лист лилии на ладошке, сдуть
лягушку. Причем, если дунуть быстро и сильно, то
получится, что лягушка "спрыгнет" с листка
Атрибуты для проведения
дыхательной гимнастики
Атрибуты для проведения
дыхательной гимнастики
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Паровозик
Ходить, делая попеременно движения руками и
приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд)
Часики
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки опустить. Размахивая прямыми
руками вперёд-назад произносить
ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное.
(6-7 раз)
Дудочка
Сесть на стульчик, кисти рук
сжать, как будто в руках
дудочка, поднести к губам.
Сделать медленный выдох с
произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф
(4 раза)
Петушок
Стоя прямо, ноги слегка
расставить, руки опустить.
Руки поднять в стороны –
вдохнуть, похлопать
руками по бёдрам со
звуками КУ-КА-РЕ-КУ –
выдохнуть. (4 раза)
Каша кипит
Сидя на стульчике, одну руку
положить на живот, другую – на
грудь. Втянуть живот и набрать
воздух (вдох), опустить грудь
(выдох) и произносить на
выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4
раза)
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ВОЗРАСТА
Носик и ротик поучим
дышать
Сначала ребенок выполняет вдох
носом и выдох носом (2-4 раза).
Затем вдох носом - выдох ртом; вдох
ртом – выдох ртом; вдох ртом –
выдох носом.
Осенние листья
Ребенок (группа детей) дует на
листья в вазе.
Лети, бабочка!
Дуть на бабочек находящихся на
уровне лица стоящего ребенка.
Следить, чтобы ребенок при
выдохе не поднимал плечи, дул на
одном выдохе, не добирая воздух,
не надувал щеки, а губы слегка
выдвигал вперед (не более 10
секунд с паузами).
Я ветер
Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную)
и дуть на нее, чтобы она вращалась.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Музыкальный пузырёк
Поднести пузырек (высота около 7 см, диаметр
горлышка 1-1,5 см) к губам, дуть в горлышко,
извлекая из него звук. Нижняя губа должна слегка
касаться края горлышка пузырька. Струя воздуха
должна быть сильной. Дуть следует несколько
секунд, не напрягаясь.
Бульки
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите
коктейльную трубочку и пусть ребенок подует в нее пузыри с громким бульканьем будут подниматься на
поверхность.
Футбол
Берем мячик для настольного тенниса или делаем
шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из
кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и
закатился в ворота. Можно попробовать усложнить
задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом,
а носом.
Плыви, кораблик!
На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает
кораблик (бумажный или пластмассовый) . Взрослый дует на
кораблик, затем предлагает подуть ребенку. Игру можно
усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из
одного города в другой, обозначив города значками на краях
таза. При проведении групповой игры организуйте
соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей. Ребенку,
находящемуся в положении лежа,
кладут на живот в области
«Сердитый ежик»
диафрагмы
Цель: развитие плавного, длительного
легкую игрушку.
выдоха.
Вдох и выдох – через нос.
Встаньте, ноги на ширине плеч.
Взрослый произносит
Представьте, как ежик
рифмовку:
во время опасности сворачивается в
Качели вверх (вдох),
клубок.
Качели вниз (выдох),
Наклонитесь как можно ниже, не
Крепче ты, дружок, держись.
отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову
опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый
сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный
ежик.
Повторите с ребенком три-пять раз.
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и
выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит.
«Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и
глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки,
соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» хлопнуть в ладоши, «из шарика
выходит воздух» ребенок произносит: «шшш»,
вытягивая губы хоботком,
опуская руки и оседая, как шарик, из
которого
Выпустили воздух.
«Ножницы»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты
вперед
или в стороны на уровне плеч, ладони
смотрят вниз.
С вдохом левая рука поднимается
вверх, правая
опускается вниз. С выдохом – левая
рука вниз,
правая вверх. После освоения ребенком
этого
упражнения можно его изменить:
двигаются не
руки от плеча, а только кисти рук.